Экзистенциальное видение мира человека и коммуникации: его резоны и ограниченность
ХХ столетие было отмечено антропологическим поворотом в сфере философской рефлексии. Именно здесь появилось, в частности, не в зачаточном, а в развернутом виде, экзистенциальное видение мира человека, что мало всеобъемлющие последствия для всего процесса развития теоретической и практической философии. Прежде всего, конечно, это касается осознания принципиальной закинутості человека в мир, в котором она должна жить (потому что другого варианта просто не существует), а значит, постоянно осуществляя попытки перешагнуть через ограниченность обстоятельств и через собственную однозначную заданность. То есть человек, личность, микрокосм, чтобы сохранить свою самоидентичность и инвариантность, должна постоянно переходить за границы своего наличного бытия, выходить за пределы самой себя, то есть трансцендентувати, выносить себя за пределы нынешней ситуации. Через это пограничные ситуации имеют для человеческого существования такое принципиальное значение. Именно через них человек может наиболее полно реализовать важнейшие составляющие своего существования: екзистенціалії страха, заботы, тревоги, любви, надежды и т.д., и среди них не в последнюю очередь - Dasein-y, как подлинного бытия в мире, а не просто пребывания в бездушной, нівелювальній ситуации Man, то есть ситуации стандартов, стереотипов, знеіндивідуалізованих действий. Через это человеческое существование характеризуется постоянным стремлением выполнить себя, самореализоваться, которое, учитывая жесткие рамки человеческого естества, не может быть иным, как экзистенциально неоднозначным и напряженным. Именно здесь и возникает потребность в коммуникативном связи как таком, что помогает определенным образом осуществлять акты сотворчества, самотворчості и творчества вообще. Наиболее весомый вклад в прояснение данного вопроса внес К. Ясперс. Именно он акцентировал внимание на том обстоятельстве, что в XX столетии возникли принципиально новые проблемы в сфере коммуникативного співбуття людей. Речь идет как о разрушении традиционной, патриархальной коммуникативной системы, так и о все больше распространение на планете ситуации не нормальной, людиномірної коммуникации, а массовой манипуляции сознанием и поведением среднестатистического индивида вообще.
В системе человеческого мира, прежде всего существует коммуникация наличного бытия как коммуникация предметности, причиновості, целесообразности, вписанных в первую очередь в систему производственной деятельности и функционально-ролевого общения. Однако человеческое бытие стало бы просто невыносимым, если бы вся система человеческих отношений сводилась только к этой разновидности коммуникации. Человеку дана также возможность выйти за рамки только того, что она делает, данная самость, свобода, историческая перспектива. А главное - которая характеризует самые глубокие, интимные пласты человеческого бытия, наиболее полно проявляется, реализуется именно в актах общение одной личности с другой, в актах содержательной коммуникации. Экзистенциальная коммуникация держится на взаимности, открытости и единении, на такой борьбе, которая является одновременно любовью. Наиболее полно реализуется связь между людьми, а, соответственно, и экзистенциальная природа человека в ситуациях, когда сталкивается действительное и недействительное, истинно и ложно, то есть в моменты наиболее острых испытаний судьбы и переживаний, в пограничных ситуациях.
Итак, предпринята попытка найти и определить выходные параметры коммуникативной сферы человеческого бытия в его движении от коммуникации наличного бытия к коммуникации, которая равнозначна способ человеческой самореализации, с помощью которого преодолеваются индивидуальная обособленность и уединение, открывается экзистенция собственного "Я", а через него постигается истина как открытость бытия для человека, как настоящее, истинное бытие.
Одновременно следует отметить, что эта попытка К. Ясперса была эпизодической как в его собственном творчестве, так и тем более в екзистенціалізмі в целом. С одной стороны, потрактовуючи бытия как прежде всего человеческое бытие (а последнее через понятие существования, экзистенции, трансценденции, свободы), характеризуя настоящий мир человека через напряжение, пограничные ситуации, представители этого направления философствования внесли заметный вклад в теоретическую и практическую философию.
Однако, с другой стороны, представители экзистенциализма, сосредоточившись прежде всего на абстрактном, асоціальному бытии одинокого человека (как, например, у Хайдеггера с его замкнутой на индивида сферой Dasein-y), тем самым часто способствуют монологическом витлумаченню человеческого бытия, что приводит к нравственного, ценностного вообще, а дальше и духовного, релятивизма, определяющих потери, смысложизненных ориентиров человеческого бытия. А этим самым в значительной степени закрывается возможность адекватного освещения как трансцендентально-онтологических основ человеческого существования, так и коммуникативной сферы. То есть речь идет о возникновении препятствий методологического характера при решении восходящих теоретических и практических социокультурных проблем.