Основы философских знаний
Раздел первый ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
5. Развитие философских знаний в XIX в.
XIX в. характерно бурным подъемом и формированием капиталистических отношений. Тогда как Англия благодаря буржуазной и промышленной революциям превратилась в величайшую страну мира, а Франция в результате революции 1789 - 1794 годов уничтожила феодализм и быстро продвигалась по пути развития капитализма, Германия все еще оставалась политически и экономически раздробленной и полуфеодальной страной. Никто тогда в Германии не чувствовал себя хорошо. Ремесленничество, торговля, промышленность и земледелие страны доведены до мельчайщих размеров. Крестьяне, ремесленники, предприниматели страдали вдвойне - от паразитического правительства и от плохого состояния дел. Дворянство и князья считали, что хотя и выжимали все соки из своих подчиненных, но их доходы не поспевали за их расходами. Во всей стране господствовало общее недовольство. И «позорная» политически и экономически эпоха выступала, вместе с тем, большой эпохой в истории немецкой философии. Тогда каждый из выдающихся произведений пронизан духом вызова, недовольством всем тогдашним обществом. В Германии, как и во Франции, буржуазной революции предшествовала революция философская как определенная идеологическая предпосылка. Немецкая классическая философия представлена оригинальными мыслителями: Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Андреас Фейербах и др. Несмотря на всю своеобразие философских взглядов, создается определенная идейная общность.
Классическая немецкая философия, которая формировалась и развивалась, имеет ряд особенностей, во-первых, рационализм, унаследованный от философии эпохи Просвещения. Тогда, в начале XIX ст., для всех немецких философов - идеалистов характерно, во-первых, убеждение, что достаточно глубоко познать и переосмыслить действительность и тем ее оправдать, во-вторых, критика материализма XVIII в. за его механизм всеми представителями немецкой классики. Формирование диалектического метода мышления в процессе критики метафизического метода с использованием диалектической традиции (Кузанський, Лейбниц, Гете). Критика созерцательного
характера материализма и разработка принципа деятельности, активности, творческой активности теоретического мышления. В-третьих, стремление преодолеть антиісторизм философии, разработка философии истории и поиск объективных оснований для периодизации истории. Критика традиционной метафизики, стремление превратить философию в науку, построить универсальную, законченную научную систему.