Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 4
РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ СОБСТВЕННЫМ УМОМ
Григорий Сковорода
(1722-1794)
"Мир ловил меня, но не поймал"
Выдающийся украинский странствующий философ-гуманист, просветитель и поэт Григорий Саввич Сковорода родился в с. Чернухи Лубенского полка (ныне Чернухинского района) Полтавской губернии в семье малоземельного крестьянина-казака. Он рос, воспитывался и мужал среди живописной природы, трудолюбивого народа и глубокой народной культуры, к которой с детства тянулся как к единственному источнику творческого вдохновения, морали и высокой человечности. Родители Григория придерживались народных традиций казацкого рода и в таком же стиле пытались воспитывать детей. Сначала Григорий учился у дьячка, затем - в Чорнухинській церковно-приходской школе. Он зарекомендовал себя не только способным, но и чрезвычайно любознательным учеником. Юношу привлекали литература, математика, естественные науки, логика, риторика и поэтика. Он тянулся к знаниям и вполне закономерно оказался в составе студентов Киево-Могилянской академии.
Музыка, риторика, философия, естественные науки и математика - вот главные приоритеты, которых придерживался талантливый и живой студент единого высшего учебного заведения Приднепровской Украины и вместе с тем - одного из наиболее престижных на то время высших учебных заведений Российской империи. Он блестяще знал древнегреческую и древнеримскую философию и литературу - Гераклита, Платона, Аристотеля, Эпикура, Сенеку, владел несколькими европейскими языками, разделял учение Коперника о множественности миров, отстаивал гуманистические ценности. Со временем Сковорода стал заметной фигурой среди студенческой общественности и отнюдь не случайно оказался в числе избранных до придворного хора царицы Елизаветы Петровны. В Петербурге юноша знакомится а художественными шедеврами столицы, научными достижениями ученых Российской академии наук, углубленно изучает философию, теологию, историю религии и по завершении обучения в академии принимает приглашение российского посла Вишневского сопровождать его во время поездки по Европе.
Три года пролетели как один день. Сковорода знакомится с европейской культурой, опять же, изучает философию и богословие, пишет свои первые стихотворные и философские произведения. Вернувшись в Украину, Григорий Сковорода принимает приглашения в преподавательской должности Переяславской семинарии, где сразу проявил себя педагогом-новатором, вольнодумцем. Последнее в стране, что исповедовала абсолютизм, не только не віталось, но и преследовалось. Молодой педагог оказался на улице. Не имея ни дома, ни семьи, ни близких друзей, Сковорода некоторое время работает домашним учителем, преподавателем поэтики в Харьковском коллегиуме. Он любит педагогическую работу, детей, просвещение и науки и вместе с тем не может смириться с формальными порядками, которые доминировали в тогдашних учебных заведениях. Со временем Сковорода бросает преподавательскую работу и выбирает для себя путь путника.
Он становится странствующим философом, народным учителем и певцом. В серой свитке, с мешком за плечами, с книжкой в руках - таким его видели в Полтаве, Киеве, под Москвой, в Харькове, на Курщині, Орловщине, в Воронеже, в Приазовье и других местах империи. Таким он и вошел в историю.
Именно в этот период странствующий мыслитель создает свои основные философские и поэтические произведения - «Начальная дверь ко христианскому добронравию» (1766), «Диалог о древнем мире» (1772), «Разговор дружеский о душевном мире» (1773), «Алфавит или букварь мира» (1775), «Брань архангела Михаила с сатаной» (1783)и др.
Оригинальность философии Г. Сковороды проявляется в его учении о «двух натур» и «три мира».
«Первая натура» - это видимый мир, который является производным (вторичным) от «невидимой натуры», т.е. от Бога. Бога Г. Сковорода «растворяет» в природе - во всем живом и неживом. Этот своеобразный пантеизм позволяет философу соединить две натуры в единое целое и вместе с тем определить их субординацию по отношению друг к другу.
Мыслитель разделял всю действительность на три мира - «макрокосм» (природный мир реальных, видимых вещей и явлений; он является тенью невидимой натуры - Бога); микрокосм - внутренний мир человека; символический мир - мир Библии - посредник между макро - и микрокосмом. Настоящий человек, считал Г. Сковорода, рождается тогда, когда постигает невидимость, когда он становится духовным существом, когда она связана со своим внутренним миром, сущностью которого является Бог. По своей сути человек, подчеркивал философ, тождественной Богу, и познавая свою сущность, она познает Бога. Служение Богу, любовь к нему является одновременно служением и любовью к человеку.
Важнейшей из всех наук Г. Сковорода считал науку о человеке и его счастье. Философ был крепко связан с жизнью своего народа, отражал в своем творчестве интересы широких народных масс, проявлял глубокий и постоянный интерес к коренных социальных проблем своей эпохи. Размышления Г. Сковороды имеют религиозно-философский характер. Они опираются на главные христианско-мировоззренческие категории: любовь, веру, счастье, смерть и др. Философ ищет ответ на вопрос, кем является человек, который смысл ее жизни, какие основные грани человеческой деятельности. Философ уважал человека труда и через все свои произведения пронес идею труда как высшей моральной добродетели человека. Настоящее счастье, подчеркивал он, состоит не в богатстве или плотских наслаждениях, не в тщетной славе или честолюбии, а в разумном удовлетворении материальных и духовных потребностей, в душевном покое, в полезном труде, в гармоничном сочетании того, что удовлетворяет внутренние духовные требования человека, и того, что служит интересам общественности.
Г. Сковорода отстаивал идеи социального равенства («неравной равенства») как равенства людей по природе; выступал против сословного неравенства; критиковал феодальные порядки; паразитизм, невежество, грубость и лицемерие тех, кто живет за счет труда других.
Г. Сковорода призвал начать философское освоение мира с простого: познать веру и любовь во всей их полноте, ибо это и есть познание человека. Разделяя мир на истинный и тленное, Г. Сковорода предпочитает Вечности, Богу. Он считает, что понимание веры и любви состоит в повседневной необходимости этих понятий. Человек без веры может подняться до высочайших вершин. Но прозрев, обретя веру, она оказывается перед осознанием их скудности. Человек не может существовать вне единством веры и любви.
Но есть и другой аспект проблемы. Любовь и вера дают возможность человеку выйти за пределы своего бренного обычного «Я». «Сквозь любовь и веру человек познает себя», - утверждает Сковорода. «Познай себя», как известно, не впервые появляется в философии. Приоритет в этом плане, конечно же, принадлежит Сократу. Новым у Сковороды является то, что он указывает на необходимость познания природы человека в таких ее проявлениях, как вера, надежда и любовь. Антиподами любви и веры у Сковороды есть понятия сумму, тоски, скуки, страха. Они делают душу человека обреченной на расслабление, лишают ее здоровья. Поэтому Сковорода настаивает на том, что залогом здоровья человека является его радость, кураж.
Таким образом, Сковорода пытается сконструировать жизненное пространство человека не только с помощью рационально определенных философских понятий, но и с помощью того, с чем повседневно имеет дело человек и одновременно имеет для нее решающее значение.
На почве объединения любви и веры в познании человеком самого себя состоит категория «счастья». Счастье находится в нас самих, постигая себя, мы находим духовный мир, покой. Счастье легко достигается, если человек шел путем любви и веры. Его достижение зависит только от самого человека, его сердца. Все люди созданы для счастья, но не все получают его, считает мыслитель. Те, кто удовлетворился богатством, почестями, властью и другими внешними атрибутами земного существования, делают огромную ошибку. Они получают не счастье, а его призрак, который в конечном счете превращается в прах. Г. Сковорода своей жизнью подтверждает, что призыв «Познай себя» - это не только выражение необходимости познания человеческой экзистенции, но и указание основного пути этого познания. Сковорода указывает, что способности дает человеку Бог, что царство Божие внутри человека. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек должен выбрать себе занятие не только не вредно для общества, но и такое, которое приносит ему внутреннее удовлетворение и душевное спокойствие. Все занятия хороши только тогда, когда выполняются в соответствии с внутренней предрасположенностью.
Таким образом, философ настаивает на том, что жизнь человека должна быть радостной, и сделать его таким может только она сама. Г. Сковорода мыслит счастья достижимым для всех. Счастье является простым и по содержанию, и по форме. На основании такого понимания счастья Г. Сковорода проповедовал простоту жизни, бедность, но где не был аскетизм, а так сказать разумная достаточность, удовлетворение, которое вытекает из общения человека с природой.
Человек как микрокосм содержит в себе два начала - тліни - и нетленное, которые сочетаются: в бренном отображается нетленное. Над бренным стоит Дух. К нему и сводил Сковорода сытность жизни. Плоть не масс истинного значения для человека. Оставаясь только плотью, не пытаясь выйти за ее пределы, человек теряет свою всхожесть до образа и подобия Бога и в крицевому итоге превращается в прах. Философ считает, что наше внешнее тело само по себе не работает, оно находится в рабстве нашей мысли. Плоть идет вслед за всеми движениями мысли. Мысль, мысль - это главная точка, поэтому ее Сковороде; часто называет сердцем. Пока плоть и кровь будут властвовать над сердцем, доешь человек не признает их нищеты, путь к истине закрытом считает Сковорода.
При жизни мыслителя ни одна из его работ не была напечатана. Произведения Г. Сковороды передавались устно, распространялись в рукописах. их читали, ими восхищались, они обсуждались в интеллигентских кругах и в крестьянских семьях. Творчество Г. Сковороды имела значительное влияние на формирование целой плеяде украинских и российских мыслителей, среди которых были И. Котляревский и Г. Квитка-Основьяненко, П. Гулак-Артемовский и О. Потебня, Л. Толстой и М. Горький, Есть. Гребенка и др. Увлекался Сковородой и Т. Г. Шевченко. Вспоминая детские годы, в стихотворении «Козачковскому О. А.» он, в частности, писал: