Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии - учебник

 

РАЗДЕЛ X

ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - XX вв.

 

Феноменологическая философия о мире человеческой жизни

 

Феноменология не без оснований считается одним из основных направлений западной философии и культуры XX в. Возникнув в начале XX ст., она широко распространилась в Европе, Америке, Австралии, Японии и других странах Азии, имеет свои влиятельные центры (Архивы Гуссерля - Кельн, Лувене; Международный институт перспективных феноменологических исследований и образования - США), ежегодники, в которых приводится широкая информация о деятельности феноменологических обществ и семинаров в разных странах. В 1988 г. проведен Первый Всемирный конгресс по феноменологии.

Феноменология как философское учение заключается в отказе от любых идеализаций в качестве исходного пункта и принятия единственной предпосылки - возможности описания спонтанного и смысловой жизни сознания или истолкования фундаментальных структур человеческого существования, укорененных в самом сознании и человеческом бытии. Основной идеей феноменологии является неразрывность и в то же время взаимная незведенність (нередукованість) сознания, человеческого бытия, личности и предметного мира, психофизиологической природы, социума, духовной культуры, освобождения сознания и предметного мира с причинно-следственных и функциональных связей между ними, а также диалектико - мистических их взаимопревращений. Тем самым, чистое сознание как чистое смислоутворення (интенциональность) отнимается от основанных на этих связях мифологических, научных и повседневных установок и схем. Движение к предметам рассматривается феноменологией как воспроизведение непосредственного поля, поля значений (смыслов) между сознанием и предметами. Любой предмет должен быть охваченным как коррелят сознания, то есть коррелят восприятия; памяти, фантазии, суждения, сомнения, предсказания. Предмет при этом не теряется, не превращается в сознание, однако его значение или смысл охватывается именно так, как он видится соответствующими свойствами определений модуса сознания. Феноменологическая установка нацелена не на восприятие и выявление этих неизвестных свойств, функций предмета, но на сам процесс восприятия как процесс формирования определенного спектра значений, которые усматриваются в предмете, его свойствах и функциях. Рефлексия на восприятие его фазы может осуществляться независимо от того, существует или не существует реальный предмет восприятия. Главным здесь выступает не сам предмет, а смысл, который устанавливается (конституируется) сознанием.

Обращение к смыслу - ключевая проблема феноменологии, что обуславливает ее антиспекулятивну и антиметафізичну направленность благодаря установке на то, что для философского анализа главным является обращение к смыслу в его личностном звучании, не в готовом виде, взятом из истории философии, а того, который имманентен к личности самого философа. Интенциональность сознания оказывает свое предметное содержание, личный выбор через анализ структур жизненного мира, то есть мира в его значимости для человека, мира человеческого опыта, универсума сущему как інтерсуб'єктивної идентификации любого опыта. Інтерсуб'єктивність здесь предстает как самоочевидність субъекта, воспроизводит индивидуальность множества субъектов, выступая основой их общности и коммуникации. Проявляясь через интенциональность, інтерсуб'єктивність доходит до трансцендентального "Я", убежденного в существовании второго "Я", предел опыта которого определяется временным характером бытия - сознания. Интеграцией аналитически-інтенціональної предметной интерпретации и предстает жизненный мир, что лежит в основе всех опосредованных связей между людьми. Ориентированность на чистую сознание, ее смысловое поле значений предопределяет и метод феноменологии, который предусматривает проведение феноменологической редукции, то есть воздержание от любых суждений, относящихся к объективной реальности и выходящих за пределы чистого опыта, а также трансцендентальной редукции - рассмотрение самого субъекта познания не как реального социального, психофизиологического существа, а как чистого трансцендентального сознания.

Исходные идеи феноменологии были выдвинуты немецким философом Францем Брентано (1838 - 1917), но ее систематизация как философского учения осуществлена его учеником Эдмундом Гуссерлем (1859 - 1938), один из классиков философии XX в., произведения которого сделали существенный вклад в развитие философии, определили ее движение на протяжении века, не только не потеряв своего значения, а, наоборот, усиливая свое влияние. В условиях господства натурализма и психологизма при рассмотрении человека и его сознания он поставил себе цель создать такую описательную теорию, которая бы смогла противостоять этим течениям и спекулятивным концепциям, основанным на чисто понятийных конструкциях. Преодоление указанных течений и концепций Гуссерль усматривал в описании не просто вещей, а смысловых образований. Уже в одной из ранних своих работ "Логические исследования" он подходит к проблеме сознания через определение логической связи, которая находится в теории, высвобождение сознания от ассоциативных связей переживаний в познании и от каузальных или функциональных связей вещей. По мнению Гуссерля, любое познание, переживание, за исключением ощущений, всегда есть сознание чего-то, то есть обладает имманентно присущим ему содержанием, которое не порождается предметом восприятия, а наоборот, имеет этот предмет как выражение назначения, символизации того, что переживается, осознается. Чувственно восприняты и мышлении предметы предстают как независимые от нас реальности, в действительности соответствуют (корелятивно) чистой сознания. Основным ее свойством является интенциональность, направленность на объект. Она всегда есть сознание о чем-то, а не какая-нибудь замкнутая субъективность. Субъект и объект связаны друг с другом и не существуют один без второго. С одной стороны, непредметної сознания не существует, потому что она всегда направлена на какой-то объект. С другой стороны, не существует и независимый от сознания предмет. Сознание есть осознание, переживание предмета, а предмет есть то, что находится в сознании.

В актах сознания и переживаний освещается и конструируется бытия предмета. Бытие и сознание, мысль и мышление друг без друга не существуют, однако при этом "смислоутворюючий акт" предстает как первичный. Мир познается в актах сознания, растворяется в ней, реальное бытие приравнивается к идеальной мысли, уложенному в сознании смысла. Поэтому, когда говорится о сознании, то нельзя говорить только о внешних для нее причины, ее "переднего плана" как естественного эмпирического процесса. Все внешнее, в том числе и природа в целом, должны быть поняты как производные от субъективности, абсолютного региона бытия, учитывая, что существует еще один "задний план сознания", в котором отсутствует различие между сущностью и явлением, где все очевидное для свободной от емпіричності интуиции.

Все то, что в психологии познается восприятиями, фантазией, суждениями, воспоминаниями, волевыми актами, имеет основу в интуитивно таком чистом сознании. Видны фантомы, чувственно данное многообразие мира, положение естествознания - все это должно быть подвергнуто феноменологическом анализа, который интуитивно раскрывает и описывает структурные сущности явлений. Феноменолог прослеживает интеллектуальные акты, конструируют предмет, связывая их с возможностью, где одно переживание является основой для другого, направляя рефлексию на смысловой поток сознания и деструктивное выявления смысловой данности внутри потока - горизонта смыслов, значений. В основу этого анализа Гуссерль возлагает названные выше феноменологическую и трансцендентальную редукцию, при использовании которых рефлексия не наблюдает за сознанием "со стороны", а "оживляет" ее, превращая каждую возможность в действительность.

Положения, выдвинутые Гуссерлем в работе "Философия как строгая наука", были развиты и систематизированы им в работах "Идеи И" и "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология". ее первой из них он обосновывает понятие чистого сознания и чистого "Я", а во второй - ставит вопрос інтерсуб'єктивності как описания смысловых связей индивида в качестве духовных сущностей, понятие "жизненного мира" как мира жизни, мира горизонтов человеческих целей и желаний, которые так или иначе реализуются в предметах, где имеются и вещи обыденного опыта, и культурно-исторические реалии.

Прослідковуючи состояние развития европейской науки, Гуссерль приходит к выводу о том, что она находится в глубоком кризисе, проявлением которой стал объективизм, что затмил действительный смысл рационализма, смысл имманентной духовной истории Европы. В забвении европейской наукой своей жизненно-мировой основы Гуссерль видел главную причину кризиса, рассматривая последнюю как своеобразную плату за те успехи, которых наука добилась за счет замены жизненно-мировых реалий логико - метафизическими предикатами, в рамках которых нет места исследованию мира и человека.

Феноменологию Гуссерль распространял и на историю, но квалифицировал ее как теоретико-познавательную ошибку. Такой вывод делался им на том основании, что каждое явление в истории должно рассматриваться в его определениях, в связях с условиями его возникновения и развития в процессе изменений, что неизбежно приводит к скептицизму. Кроме того, в самом историческом исчезает абсолютная значимость какой-либо отдельной формы жизненного бытия, религии и философии.

Гуссерль отрицал возможность научного мировоззрения, науки как таковой, ибо, по его мнению, идеи наук носят вневременной характер. Статус научности он оказывал только феноменологии, считая, что другие науки имеют дело не с истиной, а с ее переживаниями. Наиболее остро Гуссерль выступал против использования методологии научно-природоведческого характера в познании человека, рассмотрения человека через призму научно-естественного детерминизма, перенос на человека и социальные процессы физических и биологических закономерностей - оречевлення человека, что давало видимость научности. И здесь он был прав, когда считал, что при сведении к фактам и телесных процессов духовной жизни, идей, моральных ценностей и норм возникает угроза и риск превратить в вещи самых людей. Правда, сам он не занимался непосредственно проблемой человека, но ряд его положений, в частности о необходимости рассматривать человека как метафизическую проблему в ее становлении ума и не-ума, требование поиска сущности человека не в изолированных индивидах, а в связях человеческой личности с ее поколениями и обществом, где, если мы хотим познать сущность человека, то должны познать и сущность этих связей, значительно повлияли на построение самостоятельных концепций философской антропологии (М. Шелер, М. Бубер), неотомизм, персонализм, а особенно экзистенциализм.

Современная феноменология воспринимает почти все положения феноменологии Гуссерля, преодолевая в то же время его ригоризм по отношению к науке. Среди главных возникают проблемы европейского человечества (цивилизованного человечества как такового), его жизнь и кризисы, поиски взаимопонимания Востока и Запада, всего мира в опоре на общие ценности, поиски нового типа гуманизма. Проблема інтерсуб'єктивності, осознание второго "Я", нравственных установок отношения к нему в современной феноменологии все больше переносится в плоскость преодоления объективации моральных стандартов, их отчуждения от человека и превращение во внутренние установки индивида. Особое внимание здесь уделяется моральным чувством человека, которые не отождествляются ни с инстинктами, ни с эмоциями, а рассматриваются как сложный комплекс мотиваций человеческой деятельности через осмысление жизненного мира. Усиливается выход феноменологии в связи с гуманитарными науками о человеке, где отмечается необходимость интеграции методов и подходов при изучении человека. Осуществляется это на общем фоне резкой полемики с теми, кто возводит человека только на биологическую основу.

Новое звучание приобретает в современной феноменологии проблема інтенціональності благодаря ее сближению с логикой под влиянием трудов финского логика Я. Хінтікки и норвежского философа Д. Феллесдала. Кроме інтенціональності здесь рассматриваются проблемы возможных миров, горизонта и горизонтальности, которые с феноменологии перешли в логику и математику.

Идеи Гуссерля имели заметное влияние на русскоязычных философов, тем более, что взгляды, близкие к нему, в России отстаивали В. Соловьев, С. Трубецкой, М. Лось - кий (последний еще в 1906 г. ссылался на труды Гуссерля). В 1909 г. вышел первый том "Логических исследований" Гуссерля под редакцией С. Франко. Лекции Гуссерля в Геттингенском университете слушали Ф. Степун, С. Франк, Б. Яковенко, Д. Чиженський, С. И. Гесен. С Гуссерлем был знаком и поддерживал дружеские отношения Л. Шестов. Идеи Гуссерля в России развивали Г. Ланц, А. Салагов, Бы. Яковенко, И. Ильин и его жена Н. Вокач. В Киеве, ссылаясь на труды Гуссерля, читал курс логики и психологии В. Зеньковский, в первой половине XX в. методологические принципы феноменологии нашли свое примінєння в трудах Г. Шпета.

Густав Густавович Шпет (1879 - 1937) родился в Киеве, образование получил в Киевском университете, где получил профессорского звания, однако в силу определенных причин вынужден был переехать в Москву. Лето 1910 и 1911 г., а также 1912-1913 гг. провел за границей, где слушал лекции Гуссерля в Геттингенском университете, работал в библиотеках Берлина, Парижа, Эдинбурга. В 1916 г. у Гуссерля защитил диссертацию "История как проблема логики", долгое время переписывался с ним. Свои взгляды Г. Шпет характеризовал как эмпирический рационализм, который ищет осмысления действительности в ее конкретной данности и полноте. Он отличался фантастической эрудицией, высоким профессионализмом, резким неприятием любых псевдофілософій, в частности превращения философии в служанку идеологии. История философии, феноменология, герменевтика, этническая психология, анализ социального как одного из феноменов эмпирического бытия - круг научных исследований философа. Шпет считал, что логика эмпирических наук олицетворяет логику истории, которая имеет своим прообразом гуманитарное мышление с его опорой на возвращение к интерпретаций словесной сознания. Соответственно до этого ставил целью создать новую онтологию, которая описывает действительность, рассматривает ее как знаки, которые требуют истолкования.

Следуя этой феноменологической установки, Шпет, в отличие от Гуссерля, считал, что действительность проявляется только в истории, но ее нельзя свести только к процессу логического умозаключения. В познании истории существует особого рода интуиция понимание, інтенціональна самому объекту понимания - энтелехия, а также акты постепенности и непосредственного понимания. Объект закрепляется установками мысли и возложения, актами, введенными Гуссерлем. Однако Шпет придавал им особый, герменевтичний характер, рассматривая знания и интерпретации как таковые, состоят из элементов чувственного и рационального, непосредственно данного в восприятиях и розсудочного, выраженного косвенно в понятиях. Познание социального достигается двумя путями, но понятие направлено на общее, поскольку оно само является общим.

Интеллектуальная интуиция направлена на единичное, индивидуальное, конкретное. Отсюда Шпет приходит к выводу, что логика истории - это наука о единичное. Он считал, что не только умозаключение, но и восприятие являются средствами доказывания суждений, отводя в логике истории центральное место непосредственному умозаключению. Познание социального осуществляется в результате понимания или интерпретации, то есть описание, которое находит как один из признаков предмета его цель. Эта научная процедура, за Шпетом, с необходимостью включает в себя - наряду с пониманием второго, как он сам себя понимает - его понимание с нашей точки зрения. Последнее - это активная деятельность, спор со вторым, диалектика. Интерпретацию, которая исходит из собственных задач и целей інтерпретуючого, Шпет называет активной, или диалектической спором, а усвідомлюючу о чужое понимание - пассивной, или авторитарным. В результате активной интерпретации исследователь приходит к тому, что начинает понимать автора лучше, чем он сам себя.

Учением о активную интерпретацию Шпет поставил проблему творческой преемственности, проблему преодоления апорий в логическом выражении механизмов понимания, став предшественником Хайдегтера. Учением о универсальное значение словесного знака в значительной степени он предсказал достижения современной семиотики. Трактовка Шпатом языка как "першофермента" и "ведущего принципа культуры", идеи первичного знания как "тлумачної языка науки" на десятки лет опередили современную европейскую герменевтику.

Завершая рассмотрение феноменологии, следует отметить, что начиная с 70-х годов феноменологическая проблематика заняла видное место в творчестве философов СССР, войдя в нашу философию независимо от освоения нами Гуссерля, через аудентичне прочтения Маркса, требования развития самой философии и культуры. Ведь феноменология является моментом любой философии в том смысле, что философия является как бы бесконечная культурная форма, то есть содержит в себе заданные ей целостные моменты, или зерна. Они могут когда-то кем - то проявляться, развиваться с помощью понятий, но сама возможность этого развития будет содержаться в самом факте конструирования философии и эта ее живая непрерывность не зависит от знания или незнания тех или иных существующих источников.

В отношении воздействий Маркса, то, по мнению М. Мамардашвили, его аудентичне прочтение дало толчок к смещению философии в сторону интуиции предметно-деятельных структур, "предметности мысли", живой позаментальної реальной сущности. Выделение этих "предметно-деятельных структур" предусматривает указание на включенность, імпліцитність в мнении некоторых цілісностей, обладающих самодеятельностью и в своей размеренности не совпадают с модулями рациональных действий, которая уходит в глубину, в объемы, и именно требует некой феноменологической процедуры как возрождение исходной ситуации мышления. В наше время указанное более чем очевидно доказанное "украинским мамардашвілевцем" А. Туком, который показал, что проблемы інтенціональності, інтерсуб'єктивності и смысла находят свое рациональное объяснение с точки зрения деятельного аспекта человеческого бытия, марксистского понимания распредмечиванию и опредмечивания, диалектической взаимосвязи субъекта и объекта.