Термин «характер» - греческого происхождения, он означает «черта», «признак», «отпечаток».
Для определения свойств человека его ввел современник Аристотеля - Теофраст. В «Характеристиках» он описал с точки зрения моралиста 31 тип человеческих характеров - людей хвастливых, болтливых, неискренних, скучных, лести и т.д.
Мы постоянно слышим, что одни люди трудолюбивые, дисциплинированные, настойчивые, скромные, честные, смелые, решительные, коллективисты, а другие - ленивые, неаккуратные, хвастливые, неорганизованные, честолюбивы, самоуверенны, нечестные, эгоисты, трусы и т.д.
В жизни эти и подобные черты проявляются настолько ярко и постоянно, что определяют собой типичный тип личности, индивидуальный стиль ее социального поведения.
Такие психологические особенности личности называют чертами характера. Совокупность постоянных рис составляет характер личности.
ХАРАКТЕР - это совокупность относительно устойчивых индивидуально-своеобразных свойств личности, которые проявляются в поведении, деятельности и отношении к людям, коллективу, к себе, вещам, труда и т.д.
Черта характера - это привычная, устойчивая, повторяющаяся форма реагирования, поведения или отношения.
Характер тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю динамическую форму выражения сущности человека. Его можно понять по тому, как он мыслит и ведет себя при разных обстоятельствах, какого мнения она о других людях и о самом себе, каким образом в основном ведет себя.
Характер человека проявляется в его общественной деятельности, общественных отношениях. Поэтому знать характер личности очень важно. Это дает возможность предвидеть, как она поведет себя при определенных условиях, чего от нее можно ожидать, как она будет выполнять поручения и т.д.
А характер как одна из существенных особенностей психического склада личности является целостным образованием, что характеризует человеческое «Я» как единство.
Понимание характера как единства его черт не исключает выделение в нем некоторых цепей с целью более глубокого познания его сущности. Но для этого нужно определить структуру характера, выделив в ней содержание и форму. Содержание характера личности определяют общественные условия жизни и воспитания. Поступки человека всегда чем-то мотивировано, на что-то или на кого-то направлено.
В структуре характера выделяют две группы компонентов: позиционные и общие. В позиционных компонентов относятся направленность, убеждения, разум, чувства, воля и темперамент. Общие компоненты интегрируют позиционные компоненты в разных вариациях и пение
отношениях. К ним относятся полнота, целостность, определенность и сила характера. Направленность характера проявляется в избирательном положительном или отрицательном оценочном отношении личности к труду, вещам, коллектива, поступков и деятельности людей и самой себя.
В зависимости от доминирующих материальных или духовных потребностей, ценностных установок личности, интересов и предпочтений жизнь одних людей наполнена полезной деятельностью, они неутомимо работают и выполняют общественный долг. Движущей силой их поступков является гуманность, оптимизм, контактность.
Однако есть люди, у которых на первом плане собственное благосостояние, удовлетворение своих эгоистических потребностей, они становятся рабами вещей. В быту, в поступках и деятельности таких людей господствуют индивидуализм, скупость, жадность, зависть, самовлюбленность.
УБЕЖДЕНИЯ - это знания, идеи, взгляды, которые являются мотивами поведения человека, становятся чертами ее характера и определяют отношение к действительности, а также поступки, поведение.
Убеждения проявляются в принципиальности, неподкупности, правдивости, требовательности к себе. Личность с твердыми убеждениями способна приложить максимум усилий для достижения цели, отдать, когда нужно, свою жизнь ради общественных дел. Непринципиальным людям, карьеристам эти черты характера не свойственны.
Умственные черты характера проявляются в рассудительности, наблюдательности, рассудительности.
Наблюдательность и рассудительность способствуют быстрой ориентации в обстановке. Неблагоразумные люди легко хватаются за любое дело, действуют под влиянием импульса. Умственная инертность, наоборот, проявляется в пассивности, равнодушии, медлительности, когда нужно принять решение, или в поверхностном отношении к делу без учета ее важности.
Эмоции и чувства становятся основой таких черт характера, как вспыльчивость, вспыльчивость, чрезмерная или мнимая участливость, всепрощение или грубость, грубость, «толстокожесть», нечувствительность к страданиям других, неспособность сочувствовать и т.д.
Моральные, эстетические, познавательные и практические чувства могут проявляться или в экзальтированности, или в спокойном, умеренном отношении к явлениям природы, искусства, поступков людей.
ВОЛЯ как составляющая структуры ХАРАКТЕРА обусловливает его силу, стойкость. Она - стержневой компонент сформированного характера. Сильная воля делает характер самостоятельным, стойким, несгибаемым, мужественным. Человек с таким характером способна достигать желаемой цели.
Люди со слабой волей - слабохарактерные. Даже имея много знаний и значительный опыт, они способны настаивать на справедливости и проявляют нерешительность, страх.
Темперамент как составляющая структуры характера является динамичной формой его проявления.
Характер - это единство типологического и приобретенного жизненного опыта. Особенности условий жизни, обучения и воспитания формируют разное по содержанию индивидуальное отношение к явлениям окружающей действительности, но форму проявления этого отношения, динамику реакций личности определяет ее темперамент.
Одни и те же убеждения, взгляды, знания люди с разным темпераментом проявляют своеобразно с точки зрения силы, уравновешенности и подвижности действий. Выделяя в характере его структурные компоненты, надо иметь в виду, что характер - это совокупность всех его структурных компонентов.
Каждый компонент характера имеет в определенной степени интегративный проявление в каждой черте характера, как и в характере в целом. Поэтому нельзя вести речь о мировоззренческие, интеллектуальные, эмоциональные, волевые черты характера.
Характер как своеобразное, постоянное, целостное отношение личности к различным аспектам действительности может быть устойчивым или неустойчивым, полным, цельным, определенным или неопределенным.
ПОЛНОТА ХАРАКТЕРА - это всестороннее развитие главных его структурных компонентов умственных, моральных, эмоциональных, чувственных, волевых. Благоразумие такого человека всегда согласована с эмоциональной уравновешенностью и самообладанием.
Внутреннее единство черт характера определяет его целостность. Целостность характера - это внутреннее единство, гармоничность, совершенное сочетание черт характера, которая предопределяет степень единства слова и дела.
У людей бесхарактерных заметны расхождение во взглядах, отсутствие целеустремленности черт характера, случайность их выявления, зависимость их обнаружения от обстоятельств, а не от внутренних установок личности.
Особенно важной чертой характера является его определенность.
Определенность характера проявляется в его направленности на конкретные цели, а также в стремлениях и убеждениях.
Определенность характера человека как субъекта деятельности сказывается на принципиальности и добросовестности действий независимо от важности поручения. На человека с определенным характером можно полагаться, поручая ей важные дела, - она выполнит поручение в соответствии с его цели, содержания дела и способов выполнения.
О людях с не определенным характером трудно сказать, хорошие они или плохие. Это люди беспринципные, без четких позиций в политическом, трудовом жизни, в быту.
Сила характера проявляется в решительных, активных и настойчивых действиях, деятельности и способности завершить дело или достичь цели, несмотря ни на какие препятствия.
В настоящий личности должно быть единство всех компонентов ее характера. Однако единство характера не исключает того, что при разных обстоятельствах у того же человека по-разному проявляются указанные компоненты и черты характера. Одновременно человек может быть снисходительной и чрезмерно требовательной, жесткой и покладистой, щедрой и скупой. При этом единство компонентов характера остается, и именно в этом проявляется.
Черты характера личности влияют на деятельность, отношения, способы действий и т.д. Типичное и индивидуальное в характере существует в единстве. Типичное создает фон для индивидуальных проявлений черт характера, и проявление несвойственных большинству членов определенной социальной группы черт характера вызывает отрицание, осуждение.
Особенности типового характера проявляют положительное или отрицательное отношение: а) труда; б) к другим людям; в) к самому себе; г) к предметам и явлениям действительности.
Отношение к труду проявляется в уважении к труду, трудолюбия или же пренебрежении к ней и работников. Важные черты отношения к труду: аккуратность, добросовестность, дисциплинированность, организованность.
Отношение к другим людям возникает в контактах между личностями и предопределяется общественными условиями жизни, которые складываются исторически и проявляются в коллективе.
Это отношение имеет оценочный характер, в котором интеллектуальное оценивания зависит от эмоционального отношения к черт характера, которые проявляются в общественных контактах. Оценочное отношение к людям выражается в разном смысле черт характера и разной форме их проявления. Одобрение и осуждение, поддержку и возражения можно высказать в вежливой, тактичной, доброжелательной форме или же формально, подобострастно, а то и грубо, грубо, иронично, саркастически, обидно.
Среди положительных черт характера, присущих культурному человеку, - справедливость, соблюдение слова, щедрость, доброжелательность, честность, принципиальность. В их основе - гуманистические моральные качества людей, идейные убеждения, прогрессивные стремления.
К отрицательным чертам характера относятся отчужденность, замкнутость, зависть, скупость, пренебрежение к другим, хвастливость, гордость, склонность к произвольному насмешка и насмешка, придирчивость, склонность к пустопорожних споров, отрицание истины, мелочность, мизантропия. Отрицательные черты характера очень вредят позитивному общению людей, их стремлению к совместной борьбе с несправедливостью, общению в труде.
Относясь определенным образом к поступкам и поведению других, человек формирует собственные черты характера по аналогии или противопоставлением.
Отношение к самому себе - положительное или отрицательное - зависит от уровня развития самосознания, способности оценивать себя. Такие черты характера, как скромность, чувство собственного достоинства, требовательность к себе, ответственность за дело, склонность отдавать все свои силы коллектива, государству, свидетельствуют о высоком уровне развития самосознания личности.
В то же время некоторым людям в отношении к себе присущи негативные черты: нескромность, хвастливость, карьеризм, тщеславие, самоуверенность, беспринципная повиновение, безосновательное пренебрежение или заниженная самооценка.
Среди черт характера особенно заметны те, которые определяют отношение людей к вещам, к природе. Бережливость, рачительность, аккуратность, бережливость, бережное отношение к природе возвышают личность.
Структура черт характера проявляется в том, как человек относится:
• к другим людям, демонстрируя внимание, принципиальность, доброжелательность, коммуникабельность, миролюбие, кротость, альтруизм, заботливость, тактичность, корректность или противоположные черты;
• к дел, проявляя добросовестность, любознательность, инициативность, решительность, исполнительность, точность, серьезность, энтузиазм, заинтересованность или противоположные черты;
• к вещам, демонстрируя при этом бережливость, экономность, аккуратность, чувство вкуса или противоположные черты;
• к себе, проявляя разумный эгоизм, уверенность в себе, нормальное самолюбие, чувство собственного достоинства или противоположные черты.
Характер тесно связан с темпераментом, который может способствовать или противодействовать развитию определенных черт характера.
Человеческий характер формируется с первых дней жизни человека до последних его дней. В первые годы жизни ведущим фактором развития характера становятся взрослые. В младшем возрасте наряду с подражанием на первое место выходит воспитание. А с подросткового возраста важную роль в формировании характера играет самовоспитание. Сам человек может сознательно, целенаправленно совершенствовать характер благодаря изменению социального поведения, совместной деятельности, общения с другими людьми. Следует помнить, что характер можно менять в течение всей жизни человека.
Типичные черты характера по своей интенсивностью проявляются по-разному, индивидуально. Такие условия провоцируют проявление обостренной реакции личности. Крайнюю интенсивность определенных черт человека называют их акцентуацией.
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА - это чрезвычайное усиление отдельных черт характера, при котором имеющиеся отклонения в психологии и поведении человека, которые не выходят за пределы нормативного поведения, но граничат с патологией.
Акцентированность черт характера проявляется лишь при определенных условиях. При других условиях люди с такими чертами действуют спокойно, без напряжения.
Акцентированность черт характера производится за общественных условий жизни под влиянием интересов, специфики контактов в коллективе, однако, как свидетельствуют исследования, принципами в отношении них есть своеобразные врожденные индивидуальные особенности, которые и создают почву для возникновения акцентуации при соответствующих социальных условий.