Раздел 11.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
11.4. Государственный
долг, его формирование и обслуживание
Существование государственного кредита
приводит к появлению государственного долга и необходимости четкой системы управления
ним.
Государственный долг - это сумма
задолженности государства перед внутренними и внешними кредиторами.
Общая сумма государственного долга
состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как
внутренних, так и внешних), и процентов по ним, включая выданные гарантии по
кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти,
государственным предприятиям. Различают текущий и капитальный государственный долг.
Текущий долг - это сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году,
и подлежащих уплате в этот период процентов за всеми выпущенными на данный момент
займам. Капитальный долг - это общая сумма задолженности и процентов,
должны быть уплачены по займам.
Структурно государственный долг
делится на внутренний и внешний. В некоторых учебниках внутренний долг
определяется как задолженность кредиторам государства в данной стране, а внешний -
задолженность кредиторам за пределами данной страны. То есть деление государственного долга
на внутренний и внешний осуществляется в зависимости от того, в какой валюте
номинированы обязательства - в иностранной или в национальной. Однако с усилением
интеграционных процессов в экономике и выпуском внутренних займов, номинированных в
свободно конвертируемой валюте разделение государственного долга на внутренний и внешний по
этим признаком стал некорректным. Поэтому внутренний долг - это совокупность обязательств
государства перед резидентами, а внешний долг - совокупность обязательств государства
перед нерезидентами (независимо от того, в чьей национальной валюте номинировано
обязательства).
Особенностью сегодняшней ситуации в
Украине является фактическое существование двух типов государственного внутреннего долга:
номинального и реального. Первый из них трактуется как совокупность государственных
заимствований на кредитных и фондовых рынках и предусматривает погашение основной суммы
долга с выплатой процентов в определенные срока. Реальный внутренний государственный
долг, кроме номинального долга, включает также невыполненные финансовые обязательства
государства перед субъектами экономики (неоплаченные государственные заказы,
задолженность по заработной плате перед работниками бюджетной сферы,
невозмещенный налог на добавленную стоимость и др.).
Следует отметить, что внутренний долг
имеет определенные преимущества над внешним. Возвращение внутреннего долга и выплаты
процентов по ним не уменьшают финансового потенциала государства, тогда как внешний
долг имеет в своей основе отток капитала из государства. Государственный внутренний долг
гарантируется всем имуществом, находящимся в собственности государства. Платежеспособность
по внутренним займам обеспечивается, как правило, за счет внутренних
источников. Платежеспособность государства по внешним займам зависит прежде всего
от валютных поступлений. Возможности в погашении внешнего долга определяются
сальдо торгового баланса. Его положительное сальдо характеризует те ресурсы,
которые обеспечивают платежеспособность государства и позволяют тем самым урегулировать
платежный баланс.
Отношение ученых к долгам
государства было и остается неоднозначным. В большинстве научных трудов XVIII и
XIX в. государственный долг рассматривался как явление отрицательное. Так, А. Смит отмечал
в своих трудах, что рост государственного долга может повлечь банкротство
государства как заемщика. Достаточно категорично в отношении государственных заимствований высказывался
другой известный ученый Т. Г. Мальтус. Он отмечал, что большой государственный долг -
это раковая опухоль, которая раздирает жизни народа и его благосостояние. Этого же мнения
придерживался Ж. Б. Сей, который сравнивал государственный долг с новым оружием,
страшнее порох, оружием, которым государство должно пользоваться лишь в
крайнем случае. Вместе с тем опыт развития мировой экономики подтвердил, что
государственный долг - это сложное явление, обусловленное рядом факторов, которое в условиях
каждого государства может иметь свою специфику. Государственные заимствования не всегда
приводят к банкротству государства или к его обнищанию, а само по себе наличие
государственного долга не дает представления о реальном состоянии государственных финансов.
Подтверждением тому является опыт Англии, которая считается родиной государственного
кредита и которая, несмотря на рост государственного долга, достигшего расцвета
экономики.
Государственный долг имеет экономически обоснованные
пределы. Одной из главных характеристик состояния долговой зависимости страны является
отношение суммы государственного долга к ВВП. Международный
банк реконструкции и развития критическим уровнем этого показателя считает 80-100
%. По данным МВФ,
в 1995 г. суммарный долг
относительно ВВП составил в США 69 %, в Германии - 56 %, во Франции - 51,9 %, в
Великобритании - 46,6 %, в Японии - 87 %, в Италии - 126,7 %. На начало 1996
г. наибольший размер внешнего долга имела Мексика (125 млрд. долл.) и Китай
(111 млрд.
долл.). Значительные размеры внешнего
долга имеют также Бразилия, Индонезия, Венгрия. По данным Организации
экономического сотрудничества и развития, происходит рост внешней
задолженности в мире. Особенно отличаются стремительными темпами роста
задолженности страны, что развиваются. К категории стран с чрезмерным уровнем
задолженности относятся те, которые в течение последних лет имели превышение
критического значения хотя бы одного из следующих показателей: отношение величины
накопленного долга к ВВП
составляло более 80 %
или отношение величины долга и процентных платежей к экспорту превышало
220 %. В большинстве стран мира величина государственного долга регулируется
законодательно. В Украине величина основной суммы государственного долга не должна
превышать 60 процентов фактического годового объема валового внутреннего
продукта.
Долговая политика нашего государства
начала формироваться в 1994-1995 г.,
когда государственное
заимствование приобрело массового характера, хотя начало было положено межправительственными
займам еще в 1992 г. С 1994 г. Украина стала получать кредиты от международных
финансовых организаций (МФО),
а с 1995 г. привлекать
средства через коммерческие займы на внешнем финансовом рынке путем выпуска и
облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) на внутреннем рынке. Всего за
девять лет (1993-2001 гг.) Украиной извне было привлечено 20,7 млрд. долл. США. Система внутреннего заимствования
наибольшего развития достигла в 1997-1998 гг., когда ежегодно мобілізовувалося на
финансирование бюджетного дефицита свыше 8 млрд. грн. Однако после финансового
кризиса 1998 г. внутренние заимствования пошли на спад и в настоящее время существенного
значение в мобилизации средств не играют. Проблемы заимствования на
внутреннем финансовом рынке осложняются недостаточным развитием
финансово-банковской инфраструктуры, которая не в состоянии аккумулировать временно
свободные финансовые ресурсы (сохранение). В странах с развитой рыночной
экономикой основными кредиторами государства являются физические лица. Но в Украине
привлечение государством средств от населения затруднено, во-первых, из-за низкого
уровень доходов граждан, а, во-вторых, вследствие недоверия к государству и к
банков. Вместе с тем по оценкам экспертов на руках у населения находится 8-10
млрд. долл. США наличными, а вклады населения в коммерческих банках, в том числе
и в Сберегательном банке Украины, постоянно растут ежегодно в среднем на 35-50
%. Это свидетельствует о наличии потенциальных возможностей в дальнейшем наращивании
государственных внутренних заимствований. Важным мероприятием по восстановлению внутреннего
финансового рынка является переориентация внутренних финансовых заемных ресурсов на
развитие производства, а не на государственное потребление, значительное их удешевление.
Относительно внешних заимствований, то их
объем в последние годы несколько сократился. Безусловно, уровень риска, связанный с
предоставлением кредитов Украине, очень высокий. Однако следует отметить, что Украина, как
страна с переходной экономикой, что ориентируется на интеграцию в Европу,
пользуется определенной поддержкой и международных финансовых организаций и правительств
европейских стран и Европейского Союза в целом. Однако возможности в привлечении
относительно дешевых кредитов не означает автоматизма в кредитовании. Так, в
2000-2002 гг. Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и
развития прекращали кредитные программы в связи с невыполнением Украиной взятых
на себя обязательств. Но после улучшения ситуации в части достижения
установленных ориентиров денежно-кредитной политики кредитования восстанавливалось.
Осуществляя внутренние и внешние
заимствования государство должно обеспечить обслуживание государственного долга.
Обслуживание государственного долга - это
погашения займов, выплаты процентов по ним, уточнения и изменения условий погашения
выпущенных займов. Погашение займов осуществляется за счет бюджетных средств. В
некоторых случаях государство прибегает к рефинансированию государственного долга, т.е.
погашение задолженности путем выпуска новых займов.
Выплата процентов, выигрышей, средств
по погашению займов составляет основную долю расходов на обслуживание государственного
долга. К другим относятся расходы по изготовлению, пересылке и реализации
ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые
другие расходы.
При обслуживании внешнего и
внутреннего долгов определяют коэффициент обслуживания. Для внешнего долга
его рассчитывают как отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным
поступлений государства, выраженное в процентах. Благоприятным уровнем обслуживания
считается значение показателя на уровне 25 %.
В Украине обслуживание внешнего
долга осуществляется в процессе выполнения государственного бюджета. Расчеты причитающихся
к уплате сумм по погашению и обслуживанию внешнего долга выполняются в
долларах СЕЛА. Пересчет в национальную валюту производится по прогнозному курсу
валют к гривне. Непосредственно оплату осуществляет Государственное казначейство.
Источниками погашения
внешнего долга являются:
- бюджет;
- золотовалютные резервы;
- средства, полученные от приватизации государственного имущества;
- новые заимствования.
Обслуживание государственного
внутреннего долга осуществляется Министерством финансов через банковскую систему
путем проведения операций по размещению государственных ценных бумаг, их погашения
и выплаты дохода.
Предельные размеры государственного
внутреннего и внешнего долга устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с
утверждением Государственного бюджета Украины на следующий год.
Существование большого государственного долга
может подорвать экономический рост страны и негативно влиять на ее финансовое
положение. В зависимости от характера последствий влияния государственной задолженности на
экономику, их разделяют на краткосрочные и долгосрочные.
Краткосрочные последствия государственного
долга существуют как проблема "вытеснения", а долгосрочные известны как
"бремя" долга.
Эффект "вытеснения" возникает
из-за повышения рыночных процентных ставок, которое происходит в случае
финансирование с помощью выпуска государственных ценных бумаг бюджетного дефицита
Долговое финансирование бюджетного дефицита стимулирует рост процентных ставок.
Кредиты становятся дорогими и не выгодными для осуществления инвестиционных проектов,
таким образом инвестиции вытесняются из сферы производства.
Долгосрочные последствия государственного
долга связаны с его влиянием на накопление капитала и потребление
будущих поколений, то есть на долгосрочный экономический рост. Накопления
долга и повышение процентных ставок в долгосрочном периоде приводит к
замещение частного капитала государственным долгом. Это происходит вследствие того,
что при росте процентных ставок частные инвестиции сокращаются, а частные
сбережения начинают размещаться в государственные долговые обязательства. Таким
образом рост долга уменьшает производственные мощности, предназначенные будущем
поколению, что замедляет экономический рост и приводит к снижению доходов
населения.
Поскольку источником погашения
государственного долга являются доходы бюджета, в частности налоговые поступления, то можно
утверждать, что рост долга нарушает сбалансированность бюджета и провоцирует
бюджетный дефицит с его негативными экономическими, социальными и финансовыми
последствиями. Опыт большинства европейских стран подтверждает, что только те страны
сумели избежать серьезных долговых трудностей, которые смогли контролировать дефициты
своих бюджетов. Использование государственных заимствований на финансирование текущих
расходов бюджета, в том числе на обслуживание государственного долга, является наименее
эффективным путем. Вполне очевидно, что средства, которые поступают от государственных займов,
должны быть закреплены за бюджетом развития. Это создает предпосылки для их
инвестирования в экономическое развитие, благодаря чему дополнительные доходы, полученные
от роста ВВП, могут быть источником погашения займов.