Раздел 11.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
11.5. Управление государственным долгом
Эффективность использования государственных
заимствований в значительной степени зависит от системы управления долгом. Управление
государственным долгом - это комплекс мероприятий, которые осуществляет государство в лице ее
уполномоченных органов по определению условий привлечения средств, их размещения и погашения,
и обеспечения платежеспособности государства. В управлении государственным долгом можно
выделить такие принципы:
• безусловности - обеспечение
безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами,
которые государство, как заемщик взяла на себя, оформляя договор заимствования
средств;
• единства - учет в процессе
управления государственным долгом всех видов обязательств, эмитированных как центральным
правительством, так и местными Советами;
• снижения рисков - размещение и
погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний
конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных
бумаг на рынок государственных обязательств;
• оптимальность структуры -
поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства по срокам
обращения и погашения, смягчение "пиков" платежей;
• сохранение финансовой
независимости - поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства
между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами, постепенное замещение
внешнего заимствования внутренним;
• снижение стоимости обслуживания
государственного долга, в том числе и за счет досрочного выкупа долговых
обязательств государства1;
• прозрачности - соблюдение
открытости и полной прозрачности заимствований, начиная от рассмотрения их
целесообразности до окончательного погашения, обеспечение доступа международных
рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в
стране-заемщику.
Цель политики управления долгом -
получить наивысший эффект от финансирования за счет заемных средств и избежать
макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем.
Процесс управления государственным долгом
включает несколько этапов:
- привлечения средств;
- размещение заемных средств;
- возврат долга и выплата
процентов.
Государственное управление привлечением
средств, как правило, осуществляется в контексте бюджетного процесса, где законом
"О государственном бюджете" на соответствующий год устанавливаются предельные
размеры долга и государственные гарантии его возврата. Объем привлеченных внешних
займов для любой страны определяется двумя факторами: во-первых, сколько
капитала страна может поглотить, во-вторых, какой объем долга она может
обслуживать без риска возникновения кризиса платежей. Во время вычисления этих
факторов должны учитываться как краткосрочные, так и долгосрочные
характеристики государственного долга.
Управление размещением заемных
средств является основным элементом всей системы управления долгом государства. Привлеченные
средства должны использоваться для финансирования роста производственных
мощностей. При этом должно увеличиваться производство товаров не только для
внутренних потребностей, но и экспорт продукции, необходим для получения
иностранной валюты на обслуживание и погашение внешнего долга. Если этого
не будет, то платежи по обслуживанию долга достигнут недопустимо высокой
доли экспорта и отечественного производства. В результате коммерческие кредиторы,
опасаясь вероятных неплатежей, будут сокращать кредитование страны.
С целью обеспечения
платежеспособности государства, то есть возможности погашения долгов, применяются
разнообразные методы корректировки ссудной политики.
Наиболее распространенными являются рефинансирования
долга и реструктуризация задолженности.
Рефинансирование государственного долга - это
погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от
размещение новых займов. Для успешного применения механизма рефинансирования
необходима высокая финансовая репутация страны-заемщика. На мировом
финансовом рынке репутация заемщиков выражается в рейтингах, что
присваиваются соответствующей стране специальными агентствами в соответствии с
международными правилами рейтингования.
Реструктуризация задолженности
заключается в том, что на определенных условиях откладывается выплата части долга.
В частности, сегодня используется несколько вариантов реструктуризации внешней
задолженности, которые отработаны Парижским клубом официальных кредиторов.
Один из вариантов - это когда на
определенных условиях проводится отсрочки выплаты части долга сроком до трех
лет. Существуют также варианты конверсии долгов на акции для вложения их в
национальную экономику.
В 90-х годах начала применяться
реструктуризация долгов коммерческих банков на основе метода Брейди. Согласно
им банки реструктуризируют долг лишь в том случае, если правительство страны-должника
начнет выполнять радикальную программу структурных преобразований. По формуле
Брейди сначала производится уменьшение долга на 50 %. Другая доля долга
обменивается на специальные облигации Брейди.
Методами управления государственным долгом
есть конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному
соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов. Конверсия - это
изменение доходности займа. Государство, как правило, уменьшает размер процентов, которые
должны выплачиваться по займам. Увеличение сроков действия выпущенной займа
называют консолидацией. Консолидация и конверсия могут производиться также
одновременно. Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда
облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа.
В некоторых случаях может осуществляться обмен облигаций по регрессивному
соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравнивают к
одной новой. Этот метод экономических обоснований не имеет.
Отсрочка погашения займа, как
правило, проводится тогда, когда выпуск новых займов является финансово нецелесообразным,
поскольку все доходы от займов используют на обслуживание ранее выпущенных
займов. Аннулирование долга означает отказ правительства от его погашения. Аннулирование
долгов может быть обусловлено финансовой несостоятельностью государства, то есть
банкротством, или политическими мотивами.
Отсрочка погашения долговых
обязательств, а также аннулирование долга может применяться как к внутренним,
так и до внешних займов.
1 Следует отметить, что
1 грн., направлена на досрочное погашение государственного долга в течение 2001-2002
гг., может обеспечить до 4 грн. экономии ресурсов в следующие четыре года и к
11 грн. за период до 2010 г.