Раздел 11.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
11.3. Классификация государственных займов и
источники их погашения
Как уже отмечалось, государственные займы
является основной формой государственного кредита. Классификация государственных займов осуществляется
за такими признаками:
1) по правовым оформлением
различают государственные займы, которые оформляются подписным обязательствам или
предоставляются на основании соглашений (безоблігаційні), и обеспеченные выпуском ценных
бумаг (облигационные). Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств
других стран, международных организаций и финансовых институтов. С помощью
ценных бумаг мобилизуются средства на финансовом рынке;
2) в зависимости от места размещения
займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке (предоставляются
юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) и внешние -
поступают извне от правительств, юридических и физических лиц других стран, международных
организаций и финансовых институтов;
3) по праву эмиссии различают
государственные и местные займы. Государственные займы выпускаются центральными органами
управления. Поступления от них направляются в Государственный бюджет. Местные займы
выпускаются местными органами управления и мобилизованные средства направляются в
соответствующие местные бюджеты;
4) по характеру использования
ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы. Облигации (казначейские
обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на
рынке ценных бумаг. Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на
рынок, то есть их владельцы не могут их перепродать;
5) в зависимости от установления обеспеченности
государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы
отражают один из главных принципов кредитования - материальной
обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными
доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. их
надежность определяется авторитетом государства, ее статусом в мировом
сообществе;
6) согласно срока
погашения задолженности различают краткосрочные (срок погашения до
одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5
лет);
7) по характеру выплаты дохода
государственные займы делятся на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым
купоном). По процентным займам доход выплачивается в виде ссудного
процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период
займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая меняется в зависимости от различных
факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке. Выплата
процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводится
ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. Если выигрышные займы, то выплата дохода
осуществляется на основании .проведення тиражей-выигрышей. Доход в такой способ
получают не все кредиторы, а только те, чьи облигации выиграли. Такая система целесообразна
при незначительных суммах займа, приходящихся на одного человека, вследствие чего
процентный доход не может существенно стимулировать предоставление займа государству. Дисконтные
займы характерны тем, что государственные ценные бумаги покупаются с определенной скидкой, а
погашаются по номинальной стоимости. Указанная разница формирует доход кредитора.
За такими ценными бумагами отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с
нулевым купоном;
8) по характеру погашения
задолженности различают единовременную выплату и выплату частями. В случае
погашение частями может применяться три варианта. Первый заем
погашается равными частями в течение нескольких лет. Второй - заем
погашается каждый раз нарастающими суммами. Третий - каждый раз сумма уменьшается.
Второй вариант применяется тогда, когда предполагается в перспективе ежегодное
рост доходов государства, третий - наоборот, когда доходы будут уменьшаться или
расти государственные расходы;
9) в зависимости от обязательств
государства в погашении долга различают займы с правом и без права досрочного
погашения. Право досрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию
на финансовом рынке.
Выпуск государственных займов основывается
на следующих предпосылках:
- наличие кредиторов, у которых есть
временно свободные средства;
- доверие кредиторов к государству;
- заинтересованность кредиторов в
предоставлении займов государству;
- возможность государства своевременно и
полностью вернуть долг и выплатить доход.
Исходной предпосылкой является наличие
кредиторов. Доверие кредиторов к государству несколько выше, чем к эмитентам -
юридических лиц. Именно этот фактор надежности составляет основу заинтересованности
кредиторов.
Источниками погашения государственных займов
могут быть:
• доходы от инвестирования заемных
средств в высокоэффективные проекты;
• дополнительные поступления от
налогов;
• экономия средств от уменьшения
расходов;
• эмиссия денег;
• привлеченные от новых займов средства
(рефинансирование долга).
Наиболее реальным источником погашения
государственных займов являются доходы, полученные от инвестирования заемных средств.
Поступления от увеличения налогов или экономия от уменьшения расходов выступают
также реальными источниками, однако при условии, что увеличение налоговых поступлений
достигается за счет расширения налоговой базы в результате использования займов,
путем введения новых налогов или увеличение ставок действующих.
Эмиссия денег является фиктивным источником
погашение кредита, поскольку в результате нее инфляция обесценит возвращены государством
кредиторам средства.
Рефинансирование погашение старых
долгов за счет выпуска новых займов ведет к постоянному росту государственного
долга. Если такую политику проводить постоянно, то это может привести к
финансового краха, поскольку государство рано или поздно становится неплатежеспособной.
Эффективность государственных кредитных
операций определяется по формуле:
где
Н - поступления по системе государственного кредита;
В - расходы по системе государственного кредита.
Вместе с тем сумма поступлений за
системе государственного кредита и превышение поступлений над расходами по
кредитным операциям не дают исчерпывающей характеристики их эффективности. Следует
учитывать также положительное воздействие государственного кредита на состояние бюджета государства и
денежного обращения, и в итоге - на экономическое развитие общества.