Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 109

Тема. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение

 

Цель:

· обучающая: повторить, углубить, обобщить и систематизировать усвоенные в 5 классе знания учащихся о основные сведения по синтаксису и пунктуации; совершенствовать пунктуационные навыки пятиклассников, умение делать синтаксический разбор предложения, правильно интонировать их в зависимости от цели высказывания и ускладнювальних компонентов предложения;

· развивающая: развивать устная и письменная речь, логическое мышление, память, внимание, эстетические чувства, навыки самостоятельной работы, обогащать словарный запас учащихся;

· воспитательная: воспитывать патриотические чувства, любовь и бережное отношение к природе, чувство уважения к народным традициям.

Внутрішньопредметні связи: культура речи и стилистика, текст (риторический аспект), грамматика.

Межпредметные связи: художественная литература.

Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал (карточки-задания).

Тип урока: урок повторения.

Бог дал людям цветы, чтобы они смотрели на них,

И их душа становилась такой же красивой и цветущей.

П. Мовчан

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Беседа-объяснение

· Какие предложения называют сложными?

· Какие знаки препинания ставят между частями сложного предложения?

· Как связаны между собой части предложения в сложном?

· Как інтонуються сложные предложения?

· Какими союзами могут соединяться части сложного предложения?

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа с текстом

► Прослушайте текст. Определите его тему, стиль и тип речи. Почему украинский народ свято хранит память об этом выдающемся человеке? Составьте план к тексту. Найдите в тексте предложения с обращениями, однородными членами, сложные предложения.

«Мы слышим тебя, Кобзарю, сквозь века, И голос твой нам души окриля. Встает в новой красе, забыв лихолетья, Твоя, Тарас, освобождена земля!»

Эти страстные строки Василия Симоненко перекликаются с народным пониманием Шевченко - поэта и человека. Ведь для каждого украинца Тарас Шевченко значит так много, что создается впечатление, будто мы все о нем знаем и он всегда с нами. И это лишь впечатление. Он неисчерпаем и бесконечен. Не потому, что он лучше других,- в нем наша история, реальность и сокровенные мечты. Украина - это Шевченко, Шевченко - это Украина.

Родился Тарас Григорьевич Шевченко 9 марта 1814 года в селе Моринцы на Черкасщине в семье крепостных. С детства был любознательным, любил рисовать, петь. Тарасу было девять лет, когда он, Катя, Ирина, Мария, Никита и Иосиф остались без матери. Отец женился вторично. Мачеха имела троих своих детей, и жизнь в доме стала невыносимой. Когда же через два года умер и отец, парень пошел в батраки.

Тарасу очень хотелось учиться. Но школьный дьяк, к которому нанялся малый за возможность учиться, оказался пьяницей и заставлял его воровать. Парень нашел себе нового учителя - маляра,но Тараса приставили казачком к господину. Это была скучная работа: целыми днями ждать, пока хозяин соизволит трубку или стакан воды, которая стоит рядом с ним на столе.

Пренебрегая запретом, Тарас тайно перерисовывал картины со стен господского дома. За это его однажды очень наказали. Но и заметили незаурядные способности крепостного и решили отдать его к мастеру учиться на «комнатного живописца».

В 24 года друзья выкупили из крепостничества Тараса. Он с большим рвением взялся за науку. Учась в Петербургской академии художеств, он одновременно получал знания из языка, литературы, истории, географии и даже математики, и вскоре стал образованным человеком. Друзья-земляки поспособствовали выходу в свет первой книги его стихов - «Кобзаря», который «взорвался, как источник чистой холодной воды, окрасился неизвестной до тех пор в украинском писательстве выразительностью, простотой и поэтической грацией высказывания».

Поэзия Шевченко не просто завораживала она будила стремление к свободе, национальное достоинство украинцев. Поэтому поэт был опасным для царского правительства, и он был сослан рядовым солдатом на долгих десять лет с запретом писать и рисовать.

Среди немногих прижизненных изданий Шевченко особое место занимает последняя его книга - «Букварь південноруський», составленная из лучших образцов фольклора и частично из собственных произведений. Эта книга для учеников воскресных школ была первой детской демократической читанкою в Украине. 10 тысяч экземпляров книги было издано за свой счет поэта. Продавались они только по 3 копейки, чтобы их могли купить и беднейшие крестьяне. «Букварь» стал лучшим подарком для детей, которых поэт искренне любил.

Шевченко поэзии «Маленькой Марьяне», «Мені тринадцятий минало», «И золотой и дорогой...», «На Пасху, на соломе», «Девчонка любэ, чорноброве!», «Течет вода из-под явора» и десятки других стали любимыми произведениями многих поколений детей.

Мечтал поэт написать и другие учебники для начальной школы, преподавание рисования в Киевском университете. Однако преждевременная смерть не дала ему осуществить своих планов.

Умер Тарас Шевченко 10 марта 1861 года. Похоронили его на Смоленском кладбище в Петербурге. В мае того же года гроб поэта перевезено в Украину и похоронено, как он сам завещал, на Чернечьей горе над Днепром, возле Канева.

Верим, нет в Украине человека, который бы не знала и не любила произведений Шевченко.

Он был поэтом свободы в неволе, Поэтом доброты в засилье зла. Была у него необычная судьба, И судьба Украиной была (Д. Павлычко)

Творческое конструирование

► Прочитайте текст. Что объединяет его с предыдущим? Чем отличаются тексты? Ответ обоснуйте. Распространите мнение каждого предложения с помощью второстепенных членов предложения, однородных членов, вводных слов, обращений. Найдите в тексте сложные предложения, объясните знаки препинания.

Шевченко Тарас (1814-1861) - выдающийся поэт и художник, чье литературное наследие считается основой украинской литературы и современного украинского языка

Был дворовым слугой помещика П. Энгельгардта в имении Ольшане. Поступил в Академию искусств. Был членом Кирилло-Мефодиевского братства, тайной политической организации, основанной по инициативе Николая Костомарова. Шевченко арестовали 5 апреля 1847. В апреле 1850 года его арестовали во второй раз и вскоре сослан на полуостров Мангышлак. Во время болезни и после третьего ареста Шевченко принял участие в подготовке первого номера журнала «Основа», которое вышло еще при жизни поэта. Из 47 лет жизни поэт пробыл 24 года в крепостничестве, 10 в ссылке, а остальные под надзором жандармов. Похоронен Тараса Шевченко сначала на Смоленском кладбище в Петербурге, а через два месяца, согласно завещанию, его останки перевезены в Украину и похоронен на Чернечьей горе возле Канева. С тех пор могила Шевченко стала священным местом для украинцев во всем мире. Литературное наследие Шевченко составляет большой сборник поэтических произведений («Кобзарь»), драму «Назар Стодоля» и два отрывка из других пьес; 9 повестей, дневник и автобиографию, написанные на русском языке, записки историко-археологического характера («Археологические заметки»), 4 статьи и более 250 листов. Из художественного наследия Шевченко сохранилось 835 произведений живописи и графики, которые дошли до нас в оригиналах и частично в гравюрах и копиях. Ее дополняют данные о более 270 потерянных и до сих пор не найденных художественных произведений.

Языковой анализ

► Перепишите. В каждом из предложений подчеркните все члены предложения. Объясните знаки препинания.

1. Все вокруг смеется: луга, роща, река (М. Познанская). 2. Здесь есть все: долина, горы, поле, заросли, перелески

(И. Калинец). 3. Дети летом собирают гербарий: лепесток ромашки и цвет медвежьего ушка, кукушкины башмачки и синие лесные колокольчики (Есть. Гуцало).4.Дикі ветвистые черешни, высокая трава - все в этом краю такое сочное (О. Гончар).

Творческая лаборатория

► Устно составьте текст-рассуждение о Тарасе Шевченко, используя различные синтаксические конструкции.

 

V. ИТОГ УРОКА

Что изучает синтаксис? Пунктуация?

· В чем заключается различие между словосочетанием и предложением?

· Какие есть главные члены предложения? Второстепенные?

· Чем отличается простое предложение от сложного?

· Какие члены предложения называются однородными?

· Что называется обращением?

· Какие слова называются вставными?

· Какие предложения называются вставными?

· Какие знаки препинания ставят при обращениях и вводных словах?

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (ПО ВЫБОРУ)

► Выполните упражнение по учебнику.

► 3 произведений Т. Шевченко выпишите пять сложных предложений, объясните знаки препинания в них.

► Подготовьте сообщение о малоизвестных фактах из жизни Т. Шевченко.