Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ

 

УРОК № 50

Тема. Чередование у-в, и-и, с-с-с

 

Цель: дать учащимся понятие о чередование у-в, и-и, с-с-с, научить их правильно употреблять эти дежурства в устном и писемному речи, обосновывать свой выбор; формировать орфоэпические навыки, развивать фонематический слух, внимание; воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: учебник, тексты диктантов.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа у доски.

Задание: записать предложения. Найти и подчеркнуть предлоги в, в и союзы и, и.

В колодец воду лить - только людей смешить.

Утопающий и за соломинку хватается.

В глаза лисой, за глаза волчицей.

Хорошие люди умирают, а дела их живут.

(Народное творчество.)

2. Работа по учебнику.

Упражнения 339, 340.

3. Проблемный вопрос.

(Используется метод «Микрофон».)

- Почему в одних случаях мы пишем в, а в других в, и-и, с-с-с?

4. Вывод учителя.

Эти дежурства происходят, чтобы предотвратить немилозвучному стечении согласных или гласных звуков.

5. Работа по учебнику.

Проработка теоретического материала, с. 148.

6. Слово учителя:

[в] - [в] не чередуются:

- в словах иноязычного происхождения (например, университет);

- в собственных названиях (например, Владивосток, Венгрия);

- в словах, которые употребляются только с [в] или [в] (например, власть, впечатление, учреждение, удача, соглашение).

[и] - [и] не чередуются:

- при сопоставлении или противопоставлении слов (например, черный и белый, война и мир, земля и небо);

- после интонационной паузы (например, что-То такое видит глаз, И сердце ждет чего-то. (Т. Шевченко.));

- перед словом, которое начинается с [и], может быть только и (например, и);

- перед словом, которое начинается на е, й, ю, я (например, кто и как).

7. Работа по учебнику.

Упражнение 344.

8. Творческая работа.

Задание: списать пословицы, выбирая из скобок

нужны предлоги в или в, союзы и или и.

Обосновать свой выбор.

За науку - целуй отца (и, и) мать (у, в) руку.

Не подливай масла (в, в) огонь.

(В, в) умелого (и, и) долото рыбу ловит.

Какая пшеница, такая (и, и) паляница.

(В, в) понедельник работы не начинай (и, и) (в, в) путь не отправляйся.

9. Предупредительный диктант.

Объяснить случаи чередования в-в и и-и

Над широким Днепром

в лучах лазури

и высокая, и тихая могила.

В той могиле певец

незабываемый лежит,

что народу отдал свои силы,

что народу отдал

свое сердце и песни,

свои мечты о звездах предрассветные.

А вокруг ланы

вдали, вдали

разлетелись, как птицы голубые.

(В. Сосюра.)

10. Распределительный диктант.

Задание: записать слова в два столбика: I - те, в которых чередуются начальные в-в, II - те, в которых не бывает дежурства:

Университет, зимой, упражнение, учитель, Венгрия, Владивосток, правительство, впечатления, утром, поймать, красивый, торжественно, вступление, уговорить.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа по учебнику.

Упражнения 342, 346.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 40, упражнения 347 И 348.