Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ

 

Урок № 50

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

 

Цель: ознакомить десятиклассников с основными группами фразеологизмов; обогатить речь учащихся фразеологизмами; развивать внимательное отношение к языку, к ее качеств; воспитывать навыки самообразования и самосовершенствования.

Внутріщньопредметні связи:

Лексика: значение фразеологизмов.

Синтаксис: словосочетание, предложение, текст.

Стилистика: функциональные стили.

Культура речи: выразительность, образность языка.

Межпредметные связи: художественная литература.

Тип урока: углубление и усвоение знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока

 

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков

► Прочитайте словосочетания и определите, какие из них свободные, которые неразделимы, устойчивые. Как называются устойчивые словосочетания?

Выпишите их и объясните значение.

Сказать слово, слово в слово; берет ручку, берет за живое; вода потекла, как вода смыла; высокий смех, на смех брать.

 

IV. Углубление знаний, умений и навыков и усвоение основных групп фразеологизмов

Материал для учителя. Фразеологизм (гр. phrasis - выражение, оборот речи; logos - понятие, учение) - особая единица языка, состоящая из двух или большего количества слов и характеризуется воспроизводимостью, целостностью значения, устойчивостью лексического состава и грамматического строения.

По способу соединения слов (компонентов) фразеологизмы делятся на фразеологические сращения (идиомы), значение которых не вытекает из значения составляющих (разбить кувшин, печь раков) и фразеологические обороты, слова в которых в определенной степени сохраняют свою смысловую и грамматическую самостоятельность (семь пятниц на неделю, плясать под чужую дудку) и др.

Отдельную группу фразеологизмов составляют пословицы, поговорки, крылатые выражения, афоризмы.

Фразеологизмы группируются и по происхождению, а именно: на основе фольклора (промовка про вовка), профессионализмов (играть первую скрипку),иноязычных заимствований ( смотреть сквозь пальцы, аппетит приходит во время еды, вавилонское столпотворение), разных стилей (предоставить слово, на точке замерзания) и др.

Фразеологізмам присущи такие выразительные качества, как образность, эмоциональность, оцінність, экспрессивность. Образность составляет их эстетическую ценность.

► Выпишите в один столбик фразеологические сращения, в другой - фразеологические обороты. Объясните их значение.

Разбить кувшин, прикусить язык, смотреть волком, вот тебе и на!, задрать нос, быть ца седьмом небе, и ухом не ведет, не нюхать пороху, благословляться на мир, и слов нет, голова кругом ходит.

► Перепишите. В скобках напишите происхождения фразеологизмов, раскройте их содержание.

Образец. Открыть собрание (официально-деловой), под углом зрения (научный), действовать тихой сапой (профессионализм).

Заострить вопрос; говорить ни то ни се; предоставить слово; вынужденная должность; появиться на арене; как с гуся вода; беречь, как зеницу ока; дамоклов меч; по первое число.

 

V. Формирование практических умений и навыков

Тренувальпі упражнения

► Объясните значение следующих фразеологических выражений. С 3-4 из них составьте предложение и запишите. Подчеркните все члены предложения. Каким членом предложения является фразеологический оборот в каждом из них? Ноги унести. Выкинуть коленце. Сквозь зубы. Пускать пыль в глаза. Вилами по воде писано. Ни рыба ни мясо. Гляделки покупать. Бить баклуши. Толочь воду в ступе. Концы в воду. Воды много утекло.

► Запишите фразеологизмы с украинскими соответствиями. Воспользовавшись справкой, объясните их значение.

Образец. Совершить покушение совершить (сделать) покушение. Сломя голову. И след просыл. Переменить гнев на милость. Смех да и только. Ни пава ни ворона. Стереть в порошок. Было да сплыло.

Справка. Сломя голову. Сменить гнев на милость. Смех да и только. И следа не осталось. Ни пава ни гава. В пыль стереть. Было и за водой ушло (или было и сплыло).

► Запомните значение и происхождение следующих фразеологизмов. С 3-4 из них составьте предложение и запишите. Подчеркните все фразеологизмы как члены предложения.

Гомерический смех - безудержный, громоподобный, подобных смеха древнегреческих богов, описанного Гомером в его «Илиаде» и «Одиссее».

Лебединая песня - последнее проявление какой-либо деятельности (от поверья, будто лебедь поет один раз в жизни - перед смертью).

Проходит красной нитью - о какую-нибудь мысль, идею, четко выделяется, царит (в английском флоте, чтобы предотвратить кражи, в середине канатов впліталась красная нить).

Аріаднина нить - дороговказівна нить, способ выйти из затруднительного положения (по имени Ариадны, которая согласно греческому мифу, дала Тезею клубок ниток и этим помогла ему выйти из лабиринта).

Сизифов труд - бесконечная и бесплодная работа (по имени древнегреческого мифического царя Сизифа, наказанного за оскорбление богов тем, что должен был вкатывать на гору огромный камень, который сейчас же скатывался вниз).

► Выразительно прочитайте предложения. Определите в них фразеологизмы и объясните их стилистическую роль. Запишите (на выбор) несколько предложений.

1. Лошади становились дыбом и не хотели идти (О. Кобылянская).

2. И гнало ним назад так, что он земли под ногами не слышал от страха (А. Кобылянская).

3. И кто это тебе на нас намотал? И ты веришь? Намотал себе на нос, что я с ним говорила (О. Кобылянская).

4. Век прожить - не поле пройти гомінливу. Ну, а ты с нами пройди эту ниву! (А. Малышко).

5. Вдова, не плачьте с тоски, правды в слезах нет (Д. Павлычко).

► Перепишите предложения - крылатые выражения. Допишите к ним еще несколько примеров.

1. Человек - это звучит гордо (М. Горький).

2. Быть или не быть (В. Шекепір).

3. Учітеся, брати мої, думайте, читайте (Т. Шевченко).

4. Послушали лисичку - и щуку бросили в реку (Л. Глебов).

 

VI. Систематизация и обобщение усвоенного материала

• Что называется фразеологизмами? Приведите примеры.

• Назовите источники происхождения фразеологизмов.

• Какую роль они играют в речи?

• Приведите примеры фразеологизмов с глаголом играть (вспомогательные слова - молчание, тайник, вогнемі, роль, первая скрипка, комедия, на руку и др.).

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

► Пользуясь похоже, устоявшимся фразеологическим словарем, подберите по несколько фразеологизмов со словами голова, сердце, слово, глаз. Запишите их. Составьте с некоторыми из них (на выбор) 6-7 предложений, запишите, подчеркните все члены предложения.