СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
Урок № 50
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Цель: ознакомить десятиклассников с основными группами фразеологизмов; обогатить речь учащихся фразеологизмами; развивать внимательное отношение к языку, к ее качеств; воспитывать навыки самообразования и самосовершенствования.
Внутріщньопредметні связи:
Лексика: значение фразеологизмов.
Синтаксис: словосочетание, предложение, текст.
Стилистика: функциональные стили.
Культура речи: выразительность, образность языка.
Межпредметные связи: художественная литература.
Тип урока: углубление и усвоение знаний, умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока
III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков
► Прочитайте словосочетания и определите, какие из них свободные, которые неразделимы, устойчивые. Как называются устойчивые словосочетания?
Выпишите их и объясните значение.
Сказать слово, слово в слово; берет ручку, берет за живое; вода потекла, как вода смыла; высокий смех, на смех брать.
IV. Углубление знаний, умений и навыков и усвоение основных групп фразеологизмов
Материал для учителя. Фразеологизм (гр. phrasis - выражение, оборот речи; logos - понятие, учение) - особая единица языка, состоящая из двух или большего количества слов и характеризуется воспроизводимостью, целостностью значения, устойчивостью лексического состава и грамматического строения.
По способу соединения слов (компонентов) фразеологизмы делятся на фразеологические сращения (идиомы), значение которых не вытекает из значения составляющих (разбить кувшин, печь раков) и фразеологические обороты, слова в которых в определенной степени сохраняют свою смысловую и грамматическую самостоятельность (семь пятниц на неделю, плясать под чужую дудку) и др.
Отдельную группу фразеологизмов составляют пословицы, поговорки, крылатые выражения, афоризмы.
Фразеологизмы группируются и по происхождению, а именно: на основе фольклора (промовка про вовка), профессионализмов (играть первую скрипку),иноязычных заимствований ( смотреть сквозь пальцы, аппетит приходит во время еды, вавилонское столпотворение), разных стилей (предоставить слово, на точке замерзания) и др.
Фразеологізмам присущи такие выразительные качества, как образность, эмоциональность, оцінність, экспрессивность. Образность составляет их эстетическую ценность.
► Выпишите в один столбик фразеологические сращения, в другой - фразеологические обороты. Объясните их значение.
Разбить кувшин, прикусить язык, смотреть волком, вот тебе и на!, задрать нос, быть ца седьмом небе, и ухом не ведет, не нюхать пороху, благословляться на мир, и слов нет, голова кругом ходит.
► Перепишите. В скобках напишите происхождения фразеологизмов, раскройте их содержание.
Образец. Открыть собрание (официально-деловой), под углом зрения (научный), действовать тихой сапой (профессионализм).
Заострить вопрос; говорить ни то ни се; предоставить слово; вынужденная должность; появиться на арене; как с гуся вода; беречь, как зеницу ока; дамоклов меч; по первое число.
V. Формирование практических умений и навыков
Тренувальпі упражнения
► Объясните значение следующих фразеологических выражений. С 3-4 из них составьте предложение и запишите. Подчеркните все члены предложения. Каким членом предложения является фразеологический оборот в каждом из них? Ноги унести. Выкинуть коленце. Сквозь зубы. Пускать пыль в глаза. Вилами по воде писано. Ни рыба ни мясо. Гляделки покупать. Бить баклуши. Толочь воду в ступе. Концы в воду. Воды много утекло.
► Запишите фразеологизмы с украинскими соответствиями. Воспользовавшись справкой, объясните их значение.
Образец. Совершить покушение совершить (сделать) покушение. Сломя голову. И след просыл. Переменить гнев на милость. Смех да и только. Ни пава ни ворона. Стереть в порошок. Было да сплыло.
Справка. Сломя голову. Сменить гнев на милость. Смех да и только. И следа не осталось. Ни пава ни гава. В пыль стереть. Было и за водой ушло (или было и сплыло).
► Запомните значение и происхождение следующих фразеологизмов. С 3-4 из них составьте предложение и запишите. Подчеркните все фразеологизмы как члены предложения.
Гомерический смех - безудержный, громоподобный, подобных смеха древнегреческих богов, описанного Гомером в его «Илиаде» и «Одиссее».
Лебединая песня - последнее проявление какой-либо деятельности (от поверья, будто лебедь поет один раз в жизни - перед смертью).
Проходит красной нитью - о какую-нибудь мысль, идею, четко выделяется, царит (в английском флоте, чтобы предотвратить кражи, в середине канатов впліталась красная нить).
Аріаднина нить - дороговказівна нить, способ выйти из затруднительного положения (по имени Ариадны, которая согласно греческому мифу, дала Тезею клубок ниток и этим помогла ему выйти из лабиринта).
Сизифов труд - бесконечная и бесплодная работа (по имени древнегреческого мифического царя Сизифа, наказанного за оскорбление богов тем, что должен был вкатывать на гору огромный камень, который сейчас же скатывался вниз).
► Выразительно прочитайте предложения. Определите в них фразеологизмы и объясните их стилистическую роль. Запишите (на выбор) несколько предложений.
1. Лошади становились дыбом и не хотели идти (О. Кобылянская).
2. И гнало ним назад так, что он земли под ногами не слышал от страха (А. Кобылянская).
3. И кто это тебе на нас намотал? И ты веришь? Намотал себе на нос, что я с ним говорила (О. Кобылянская).
4. Век прожить - не поле пройти гомінливу. Ну, а ты с нами пройди эту ниву! (А. Малышко).
5. Вдова, не плачьте с тоски, правды в слезах нет (Д. Павлычко).
► Перепишите предложения - крылатые выражения. Допишите к ним еще несколько примеров.
1. Человек - это звучит гордо (М. Горький).
2. Быть или не быть (В. Шекепір).
3. Учітеся, брати мої, думайте, читайте (Т. Шевченко).
4. Послушали лисичку - и щуку бросили в реку (Л. Глебов).
VI. Систематизация и обобщение усвоенного материала
• Что называется фразеологизмами? Приведите примеры.
• Назовите источники происхождения фразеологизмов.
• Какую роль они играют в речи?
• Приведите примеры фразеологизмов с глаголом играть (вспомогательные слова - молчание, тайник, вогнемі, роль, первая скрипка, комедия, на руку и др.).
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
► Пользуясь похоже, устоявшимся фразеологическим словарем, подберите по несколько фразеологизмов со словами голова, сердце, слово, глаз. Запишите их. Составьте с некоторыми из них (на выбор) 6-7 предложений, запишите, подчеркните все члены предложения.