Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 50

Тема. Формы прошедшего времени глаголов. Развитие речи. Культура речи. «Животный мир в дикой природе» (продолжение)

 

Цель: обучить учащихся распознавать глаголы прошедшего времени; повторить орфограмму «Безударная гласная в корне»; углубить знание об антонимах.

Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Проверка письменного задания в рабочих тетрадях.

2. Индивидуальные задания на карточках.

Карточка № 1

От выделенных слов поставьте вопрос что делать? или что сделать? к глаголам в неопределенной форме. Спишите глаголы в неопределенной форме вместе с выделенным словом.

1)   Во время ответа ученик должен стоять прямо.

2) Ученик может войти в класс только с разрешения учителя. 3) Нельзя рисовать и писать в учебнике. 4) Не следует загибать уголки страниц. 5) Нельзя перегибать книгу. 6) Учебник надо беречь.

 

Карточка № 2

К данным глаголам подберите противоположные по смыслу глаголы.

Образец: говорить — молчать.

Радовать — ..., разрешить — ..., отдохнуть — ..., светлеть —..., давать — ..., зажигать — ...

 

Карточка № 3

Выпишите глаголы в неопределенной форме. Подберите и запишите проверочные слова для объяснения правописания безударных гласных в корне выписанных слов.

1)  Каштанка стала обнюхивать тротуар. За весь день Каштанке приходилось жевать только два раза. (А. Чехов) 2) Сосед! Начнём жить дружно. 3) Месяц величаво поднялся на небе светить всем добрым людям и всему миру. (Н. Гоголь) 4) Я дома не люблю сидеть, мне нравится ходить. Люблю ходить, люблю глядеть, друзей с собой водить. (Е. Благинина)

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

В русском языке, как и в украинском, глаголы изменяются по временам.

В настоящем времени глаголы отвечают на вопрос что делает (-ют)?;

в прошедшем — на вопрос что делал(-и)? или что сделал(-и)?; в будущем — на вопрос что будет(-ут) делать? или что сде- лает(-ют)?

2. Выборочный диктант.

— Прослушайте отрывки из стихотворений русских поэтов. Выпишите глаголы в три столбика: в первый — глаголы настоящего времени, во второй — глаголы прошедшего времени, в третий — глаголы будущего времени.

1) В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе...

(А. Пушкин)

 

2) Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет;

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(А. Пушкин)

 

3) Задумаю — реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

(Н. Некрасов)

3. Объяснение учителя.

В русском языке глаголы прошедшего времени имеют суффикс -л-. Сравните:

По-русски:

По-украински:

видел

бачив

слушал

слухав

начал

почав

 

4. Выборочный диктант.

— Выпишите глаголы прошедшего времени. Обозначьте суффикс -л-.

Однажды Незнайка забрался в автомобиль и стал дергать за рычаги и нажимать педали. Вдруг машина зафыркала и поехала. Незнайка испугался, хотел остановить машину и потянул какой-то рычаг. Но машина поехала еще быстрей. По дороге она наехала на собачью будку. Будка рассыпалась на кусочки.

(По Н. Носову)

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Работа над пересказом.

— Запишите рассказ о Незнайке так, как вы его запомнили.

2. Творческий диктант.

— Запишите тексты под диктовку. Измените времена глаголов: в первом тексте поставьте глаголы в настоящее время, во втором — в будущее, в третьем — в прошедшее время.

1) Зимой солнце поздно вставало. Трещали морозы. На земле лежал снег. Дули сильные ветры.

2) Весной лучи солнца согрели землю. Подули теплые ветры. Побежали по дорогам ручьи. Закричали на деревьях грачи.

3) Летом припекает солнце. Зреют плоды. Поспевает урожай.

 

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение текста.

Учебник, с. 225—226.

2. Словарная работа.

Работа со словами, помещенными в рамке на с. 226.

3. Работа с текстом.

1) Практическое задание (упр. 498);

2) Творческая работа (упр. 499).

4. Тренировочное задание.

Упр. 501.

5. Развитие образного мышления.

Упр. 502.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятия 44 (Практика В).

2. Выполнить упр. 489, 500 (устно).