УРОК № 49
Тема. Глагол. Неопределенная форма глагола. Развитие речи. Культура речи. «Животный мир в дикой природе»
Цель: познакомить учащихся с глаголом как частью речи; обучать умению распознавать неопределенную форму глагола, правильно ее произносить; углубить знания о синонимах; работать над развитием культуры речи.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
(С опорой на украинский язык.)
1. Вступительное слово учителя.
Часть речи, которая в украинском языке называется дієслово, в русском именуется глагол. Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.
2. Задание учащимся.
— Прочитайте предложения. Найдите глаголы, поставьте к ним вопросы.
1) Саша много читает. Чтение не утомляет его.
2) Сестра убирает квартиру. Она закончит уборку через два часа.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной. Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: что делать? или что сделать?, например: мыть, умывать, умыть.
Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ть, -ти или -чь. Например: делать, нести, печь (сравните с укр.: робити, нести, пекти);
-ть, -ти — это суффиксы; -чь, — часть корня.
2. Задание учащимся.
— Устно образуйте от данных глаголов неопределенную форму.
Образец: теку — течь; видел — видеть.
Вытеку, увлеку, напеку, берегу, зажгу, сеял, растаял, посеял, услышал, танцевал, ночевал.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Списывание с грамматическим заданием.
(Задание, записанное на карточках,— на каждой парте.)
— Запишите предложения, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу глаголы.
1) Надо быстрее ... картофель с поля. 2) Это стихотворение нужно ... с немецкого языка на русский. 3) Библиотекарь должен сегодня ... книги из магазина в школу. 4) Надо ... коня с поля. 5) Следует ... в хоровой кружок побольше ребят. 6) Следует ... продукты для нашего путешествия.
Для справок: перевезти, перевести, привезти, привести, привлечь, запасти.
2. Распределительный диктант.
(Два ученика работают у доски.)
— Запишите глаголы в неопределенной форме в два столбика: а) с проверяемой гласной; б) с непроверяемой гласной. Рядом запишите проверочное слово.
Расцв..тать, расп..вать, зан..маться, прим..рять (платье), прим..рять (друзей), св..ркать, защ..тить, пог..сить, пом..гать, разл..ваться.
3. Творческое задание.
— Составьте предложения с данными глаголами.
Надеть, одеть; развиваться, развеваться.
— Объясните разницу в лексическом значении и употреблении глаголов надеть, одеть.
4. Словарный диктант с творческим заданием.
— К данным глаголам подберите близкие по значению глаголы-синонимы.
Смотреть — ..., желать — ..., сказать — ..., велеть — ..., грозить — ..., думать — ..., зябнуть — ... .
Слова для справок: пугать, мерзнуть, приказать, видеть, произнести, размышлять, хотеть.
5. Творческое задание.
— Замените словосочетание одним словом с тем же значением.
Образец: принять решение — решить.
Привести в исполнение — ..., принять участие — ..., задать вопрос — ..., оказать влияние — ..., дать приказание — ..., оказать помощь — ..., бросить взгляд — ... .
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Вступительное слово учителя.
Учебник, с. 224.
2. Слушание текста.
Упр. 494.
3. Перевод с украинского языка на русский.
Упр. 495.
4. Практическое упражнение.
Упр. 496.
5. Обучение умению использовать антонимы.
Упр. 497.
6. Беседа.
Осуществляется на основе рубрики «Отвечайте», с. 225.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятия 43 (Теория А, Б).
2. Выполнить упр. 483, 484.