УРОК № 51
Тема. Ударение в некоторых глаголах прошедшего времени. Тренировочное изложение
Цель: прививать навыки правильного произношения некоторых глаголов прошедшего времени; обучать умению излагать текст.
Оборудование: повествовательный текст с элементами описания.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
В русском языке, как и в украинском, глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, например: он писал — они писали; в единственном числе прошедшего времени глаголы изменяются по родам, например: он писал, она писала.
Многие глаголы прошедшего времени имеют ударение на основе, кроме формы женского рода, в которой ударение падает на окончание, например: брал, брала, брало, брали. К таким глаголам относятся: быть, взять, вить, врать, гнать, дать, драть, жить, занять, звать, лить, нанять, начать, плыть, поднять, понять, принять, рвать, снять, спать и некоторые другие.
(Список глаголов, записанных на карточках, следует раздать каждому ученику как памятку.)
В украинском языке такого перемещения ударения не происходит.
По-русски: |
По-украински: |
спала |
спала |
звала |
звала |
2. Орфоэпическое упражнение.
— Образуйте глаголы и их формы по образцу. Определите время, число, род глаголов. Правильно ставьте ударения.
1) Взять — взял — взяла; дать, брать, жить, ждать, гнать, лить, плыть, рвать, снять, спать.
2) Начать — начал — начали — начала; занять, принять, умереть.
3) Нанимал — нанял — наняла; отнимал, понимал, перенимал, принимал, обнимал.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Диктант с орфоэпическим заданием.
— Запишите предложения. Поставьте глаголы в форму прошедшего времени. Поставьте ударение.
Над озером (поднять) крик. (А. Толстой) Смолистое сухое дерево (заняться) быстро и весело. (Б. Полевой) (Начать) смеркаться. (А. Пушкин) На подвиг (звать) страна. (С. Щипачёв) Река весной (разливать) свои быстрые воды.
2. Тренировочное изложение.
1) Чтение учителем текста изложения.
Гадкий утёнок
Плохо жилось некрасивому серому утёнку на птичьем дворе. Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою. Бедный утёнок убежал на болото. Он перенёс много горя и бедствий за эту суровую зиму.
Наконец солнышко пригрело землю своими тёплыми лучами. Запели жаворонки, пришла весна. Серый утёнок выбрался из камышей, где прятался всю зиму. Он взмахнул крыльями и полетел. Утёнок быстро долетел до большого озера в саду. Как хорошо было тут, как пахло весною! Яблони стояли все в цвету, душистая сирень склоняла свои длинные зелёные ветви над извилистым каналом. Вдруг из чащи тростника на середину озера красиво выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утёнок опустился на воду и робко подплыл к ним. Он был уверен, что лебеди не примут его. Вдруг в чистой воде озера он увидел своё отражение. По воде плыл не гадкий утёнок, а прекрасный белый лебедь.
Красивые птицы приняли молодого лебедя. Они плавали вокруг него, гладили его своими клювами.
(По Г. Х. Андерсену)
2) Определение темы и основной мысли текста.
— О чем этот текст? О ком он?
— Удачно ли озаглавлен текст?
— Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Проследите, как раскрывается она в тексте.
3) Определение типа речи.
— К какому типу речи относится данный текст?
— Есть ли в данном тексте элементы описания?
— Что описано в тексте? О каком времени года идет речь?
4) Составление плана.
Ориентировочный план
1. Жизнь бедного утёнка на птичьем дворе.
2. Пришла весна.
3. Утёнок полетел к озеру в саду.
4. Три белых лебедя.
5. Робкий утёнок увидел своё отражение в воде.
6. Птицы приняли лебедя.
5) Словарная работа.
— При повторном чтении текста выпишите глаголы прошедшего времени, которые передают последовательность событий в соответствии с планом. Глаголы можно выписывать с существительными, которые связаны с ними по смыслу.
6) Работа над изложением.
Напишите изложение.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Завершить работу над изложением.