Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

РОДНОЙ КРАЙ

 

Урок 51

Тема. Охрана растений

 

Цель: обогащать знания детей об охране и сохранении природы родного края, охране растений; направить практическую деятельность учащихся, связанную с охраной и сохранением природных богатств; воспитывать бережное отношение к растениям.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

- Вы уже много знаете о растениях.

- Как вы считаете, нужно ли охранять растения? Зачем?

 

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя с элементами беседы

- Послушайте стихотворение П. Сиченка. С какой просьбой обращается к нам поэт?

УМЕЙТЕ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ

Вам в походы ходить

И мандрувать, дорогие дети!

Умейте же природу любить,

Каждой стебельке радоваться.

В поле, в лесу, над оврагом -

Цветы, деревья и травы...

Цвета не рви задаром,

Ветки не втни для забавы!

Оберегайте же повсюду

Путь и стежиночку в рощи,

Все то украшением будет

Нашего родного края.

- Какие советы дает автор?

- Почему нужно оберегать цветы, деревья и травы?

- Как вы понимаете слова: «Умейте любить природу»?

- Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля.

- Какое значение имеют растения для животных? (Растения дают кислород, является убежищем, пищей, лекарствами.)

- А какое значение имеют растения для человека? (Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, ткани - лен, хлопок, древесину.)

- К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. Например, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений погибает. Так постепенно человек якобы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране.

- Итак, как или чем наносит вред растениям человек?

Запись на доске:

Человек наносит вред растениям:

• хозяйственной деятельностью;

• сбором букетов;

• вытаптыванием.

- Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас!

Бывает, что люди, даже не срывая растения, губят их. Причина этого - вытаптывание. Идет человек по лесу и не замечает, как у нее под ногами ломаются, утоптуються в землю хрупкие травы. К тому же, под ногами людей уплотняется грунт. В такой почве остается мало воздуха, воды, и растения на нем жить не могут, они погибают.

- Что может сделать человек для охраны растений? (Сажать больше деревьев и кустов.)

- Недаром народная мудрость гласит: «Человек не зря прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево». Помните, с одного дерева можно изготовить миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем!

Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасный время, необходимо тщательно проверить перед возвращением с места, где горел костер, хорошо ли он потушен.

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Замечательное богатство природы - лекарственные растения. Некоторые виды лекарственных растений из-за чрезмерного сбора стали редкими. Эти растения совсем не нужно собирать.

Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустов. Пусть растения, деревья остаются в природе.

В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

2. Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Работа по рисункам

- Что грозит зеленому другу? Расскажите.

 

 

- Что делает лисенок?

- Что делает мышонке?

- Что делают поросята?

- Что делает человек?

- Как вы понимаете выражение: «Любой растениям другом»?

- Что грозит зеленому другу?

2. Викторина «какой цветок?»

• Колокольчики-жемчужинки на тоненькой ножке

Такие душистые и нежные такие.

В широком письме, словно в ветвях

Прячут от солнца головки свои. (Ландыши)

 

• В зеленом зелье

Выросло девчушка -

В нее ресницы белые

И золотые очатка. (Ромашка)

 

• Он маленький, он беленький,

Имеет ніженьку тоненькую.

С ним легонько ветер играет,

Все колышет, колышет,

Извещает родной край:

- Эй! Весна пришла! Стрічай! (Подснежник)

- Какие цветы можно встретить на лесных полянах?

- А знаете ли вы, каких цветов нельзя срывать, как составить букет, чтобы он был хорошим?

- Из каких цветов нельзя плести веночки?

3. Упражнение «Микрофон»

- Из каких растений можно составлять букеты, плести веночки?

Вывод. Ландыши, сон-травы, колокольчиков, подснежников, подснежников в наших лесах мало, они занесены в Красную книгу.

4. Ролевая игра в группах «Лесная больница»

- Мы сейчас находимся в лесной больнице. Вскоре начнется прием пациентов. Каждому из них вы - врачи - назначите лечение, чтобы лесные жители выздоровели. Только работать нужно внимательно и аккуратно, ведь лечение - это очень серьезное занятие.

Приглашаем первую пациентку - березку.

Получается «береза», ей вручают карточку с текстом. Береза «жалуется»:

- Помогите мне, пожалуйста, уважаемые врачи! Каждую весну приходят в лес люди и режут острыми ножами мою кору.

Я так и страдаю от боли. С утро вытекают мои соки. Я слабшаю, с трудом стою под ветром. А в ранки так и пытаются попасть бактерии различных древесных болезней.

- Конечно, мы тебе, берізко, поможем!

Следующей на прием приглашают «ель».

- Я - найнещасніше дерево в лесу! Людям нравятся мои волосатые душистые веточки. Они так и пытаются их обломать. А мои веточки гибкие, сразу не ломаются. Все равно люди пытаются их выкрутить, оторвать с корой, отломать сразу несколько. Если бы они знали, как это больно!

Но еще хуже мне зимой, в канун новогоднего праздника. Каждый год жду на свою погибель от острой пилы или топора. Людям захотелось украсить свой праздник пушистой елочкой. Только не думают они, что погибаем мы этого праздничного дня.

Появляется «ландыш».

- Пожалуйста, конваліє, проходите!

- Я - красивый цветок и очень душистая. От этого страдаю. Рвут нас люди без счета. Продают букетики и ставят их в вазоны. Надолго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей, без корневища, без питания стоим в затхлой воде? Я постоянно пытаюсь спрятаться подальше от людей в зарослях кустарников, влажных и мрачных местах. Но боюсь, что и там найдут. Ведь сколько пользы от нас, ландышей, как от лекарственных растений! Не хочет человек над этим задуматься.

У врачей на столе - карточки.

• Нельзя рвать цветы!

• Не ломайте ветви деревьев!

• На новогодний праздник лучше наряжать искусственную елочку.

• Не делайте надрезов на коре дерева, не срывайте ее.

• Придя в лес, видите много красивых цветов. Следует собрать огромный букет и подарить маме!

• Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в нашей местности!

• Когда срываете цветок, то обязательно нужно вырвать ее с корнем, чтобы не портить поляны!

• Не собирайте березовый сок, ведь это вредит дереву!

• Не ломайте ветви деревьев и кустарников! Не ушкоджуйте кору деревьев! Через поврежденную кору в древесину попадают микробы и паразитические грибы.

Ученикам-«врачам» следует выбирать только те карточки, которые соответствуют по смыслу.

 

V. Итог урока

- Еще раз прочитайте «рецепт», что мы составили в нашей лесной больницы.

- Кому он станет больше происшествии - людям или жителям леса? Почему?

- Можно ли вылечить природу, если придерживаться этого рецепта?