Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

РОДНОЙ КРАЙ

 

Урок 50

Тема. Лекарственные растения

 

Цель: ознакомить учащихся с лекарственными растениями своей местности и их значением для человека; формировать интерес к лекарственным растениям; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание изучать лекарственные растения своей местности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы поговорим о чудодейственных свойствах растений. Вы очень часто видите их в лесу, в лугу, на поле, но даже и не задумываетесь, что у вас под ногами - настоящий клад. И этот клад - лекарственные растения.

К чудо-лекарств в гости отправимся,

Диковинку малейшую помічаймо.

Где душица, подорожник, молочай,

Должен знать каждый травознай.

С благодарностью целебные травы пейте,

Растите на славу и здоровійте!

 

III. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя

- Знаете ли вы, что человек еще с самого начала своего существования искала защиты у природы, пыталась укрепить свое здоровье, чтобы выжить в сложных, неблагоприятных условиях? Она вынуждена была оказывать себе врачебную помощь при различных травмах и заболеваниях, и, вполне естественно, средства для этого искала в окружающей природе и прежде всего - в мире растений. Так человек познавал целебные свойства растений и их влияние на организм.

Из поколения в поколение накапливались сведения о лечебном применении дикорастущих растений. Народный опыт накапливался не зря - от бабушек к детям и внукам передавались знания. А в народе этих людей называли знахарями и колдунами, но именно благодаря им создавалась народная медицина.

Наша земля необычайно богата на растительный мир. Почти каждое растение имеет чудодейственные свойства.

2. Ознакомление с лекарственными растениями. Работа над загадками

• Что это за растение,

Что убивает зверя? (Зверобой)

- Используют при болезнях желудка, печени, почек. В народе зверобой называют травой от 99 болезней.

• Солнышко в траве взошло,

Усміхнулось, расцвело.

Потом стало белое-белое

И по ветру полетели. (Одуванчик)

- В древности ее считали «эликсиром жизни». В ее листьях много витаминов. Из нее готовят салаты. Настой одуванчика - прекрасное средство от ожогов.

• Викупана в солнышке,

Стоит доченька.

Пчелы солнечный медок

Достают из ее цветков. (Липа)

- Ее цвет - самый популярный потогонное и жаропонижающее средство. Цвет сушат, заваривают и пьют как чай.

• На просторах поля золотого

Синие звездочки дрожат,

Словно кусочки голубого неба

Выигрывают, сверкают, горят. (Васильки)

- Используют при болезнях почек и мочевого пузыря, при повышенной температуре, для примочек на глаза.

• Выросли на лугу

Сестрички маленькие.

Очки - золотые,

А глазки - беленькие. (Ромашки)

- Используют при болезнях желудка, кишечника. Отваром из ромашки пользуются для промывания гнойных ран. Ромашка - это цветок нежности, чистоты. Есть декоративные, полевые, а есть лекарственные ромашки. Вдохните ее аромат - по запаху можно отличить лекарственную ромашку. Когда болит горло при простуде, очень хорошо полоскать его отваром цветов. Маленьких детей она лечит, им можно давать пить напиток из ромашки, когда у них болят животики, а больные глаза полезно промывать ею. Вот какую силу имеет эта хрупкая цветок.

• Хоть трава очень горькая,

Из нее пользу нешуточная. (Полынь)

- В народе его издавна употребляли как жаропонижающее, кровоостанавливающее, желчегонное растение. Отвар полыни улучшает аппетит.

• Бородавки зчистить из тел,

Отсюда и название -.... (чистотел).

- Как вы считаете, почему это растение получило именно такое название?

- Где растет чистотел?

• Лег пластом у дороги,

Потому раскидал руки-ноги. (Подорожник)

- Почему это растение именно так назвали?

- Почему подорожник в народе еще называют «ранником» или «порізником»?

- Вы пользовались лечебными свойствами этой чудо - травы? Где и когда?

►► Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Игра «Полезные советы»

• Как листья ее помять -

Хорошо слышать запах... (мяты).

 

Грызла белочка орешки,

Заболели зубы немножко.

Что посоветуем от зубной боли? (Мяту, душицу)

 

• Целую ночку лисенок Не змикало глаз.

- С чего сварить отвар, чтобы лечить глаза? (Ромашка)

 

• Козлята болели,

Потому что холодную воду пили. (Ромашка, душица)

2. Игра «Поймай название лекарственного растения»

Рвет Марьянка в котомку

Подорожник, душицу.

Петя, Оля и Демьянко

Накопали валерьянки.

3. Чтение и обсуждение рассказа Бориса Волка «Цветочная аптека»

Мишка с дедушкой чуть ли не ежедневно бывают в лесу. Дедушка здесь как дома. Все знает: где надо искать ягоды, где прячутся грибы, хорошо разбирается в травах и цветах. Как-то сказал дедушка, что лес - это зеленая аптека. И этим очень удивил Мышка. Зеленая аптека? Почему лес - аптека? А дедушка улыбнулся и сказал:

- Подожди, внучек, увидишь, почему.

Идут они лесом весной - цветут ландыши. Дед и говорит:

- Присмотрись-ка, Мишенька, до этого цветка. Красивая, ароматная и еще и целебная. Из нее готовят лекарства. Для тех, у кого сердце больное.

Идут по лесной тропинке дедушка с внуком летом.

- Присматривайся к цветков, трав, внучку, присматривайся! Видишь, тысячелистник цветет, а там, где бабочка, лесные калачики. Большой целебной силы и эти цветы.

Вот на краю тропы заметили листьев подорожника. Дед останавливает внука:

- Осторожней ступай, Миша, и запомни: это растение до троп и дорог ютится. Потому и называется подорожником. Невзрачный он, а человеку настоящий друг. Понадобится остановить кровь, залечить рану - станет подорожник в происшествии. Видишь, как много целебных трав, цветов в лесу? Теперь понимаешь, почему называют лес зеленой аптекой?

- Почему дедушка назвал лес зеленой аптекой?

- Какую врачебную цветок дедушка показал внуку весной? Какая она?

- Для кого готовят из нее лекарства?

- Какие цветы увидели дедушка и внук летом?

- Которая из них прислоняется к тропинок и дорог? Кому может пригодиться подорожник?

- О какие лекарственные растения вы узнали из рассказа?

4. Минутка-веселинка

КУЛЬДІД

Ветер бежал мимо камыш

И с одуванчика сдул берет.

Удивилась Лариса:

- Голова у одуванчика лиса?

У дедов только случайно

Вот такая-только голова.

Поэтому ее следует назвать

Не одуванчик, а кульдід!

5. Отгадай!

• Солнышко в траве взошло,

Усміхнулось, расцвело,

Потом стало белое-белое

И по ветру полетели. (Одуванчик)

 

• Какой корень, какой цвет

Любит каждый в мире кот? (Корень валерианы)

6. Кроссворд «Лекарства»

 

 

1) Дерево, цветет в июле. (Липа)

2) Растение, о которой говорят, что она лечит от 99 болезней. (Зверобой)

3) Цветок белого цвета, с желтым глазком в середине. (Ромашка)

4) Растение, из которой варят первый весенний зеленый борщ. (Крапива)

 

V. Итог урока

- Природа заботится о нас, помогает нам, лечит от различных болезней. Только нужно понимать ее, наблюдать за ней, изучать ее. И тогда природа подарит нам здоровье - самое ценное богатство.

- Какие лекарственные растения нашего края вы запомнили?

- Для чего человек собирает лекарственные растения?