РОДНОЙ КРАЙ
Урок 50
Тема. Лекарственные растения
Цель: ознакомить учащихся с лекарственными растениями своей местности и их значением для человека; формировать интерес к лекарственным растениям; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание изучать лекарственные растения своей местности.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы поговорим о чудодейственных свойствах растений. Вы очень часто видите их в лесу, в лугу, на поле, но даже и не задумываетесь, что у вас под ногами - настоящий клад. И этот клад - лекарственные растения.
К чудо-лекарств в гости отправимся,
Диковинку малейшую помічаймо.
Где душица, подорожник, молочай,
Должен знать каждый травознай.
С благодарностью целебные травы пейте,
Растите на славу и здоровійте!
III. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя
- Знаете ли вы, что человек еще с самого начала своего существования искала защиты у природы, пыталась укрепить свое здоровье, чтобы выжить в сложных, неблагоприятных условиях? Она вынуждена была оказывать себе врачебную помощь при различных травмах и заболеваниях, и, вполне естественно, средства для этого искала в окружающей природе и прежде всего - в мире растений. Так человек познавал целебные свойства растений и их влияние на организм.
Из поколения в поколение накапливались сведения о лечебном применении дикорастущих растений. Народный опыт накапливался не зря - от бабушек к детям и внукам передавались знания. А в народе этих людей называли знахарями и колдунами, но именно благодаря им создавалась народная медицина.
Наша земля необычайно богата на растительный мир. Почти каждое растение имеет чудодейственные свойства.
2. Ознакомление с лекарственными растениями. Работа над загадками
• Что это за растение,
Что убивает зверя? (Зверобой)
- Используют при болезнях желудка, печени, почек. В народе зверобой называют травой от 99 болезней.
• Солнышко в траве взошло,
Усміхнулось, расцвело.
Потом стало белое-белое
И по ветру полетели. (Одуванчик)
- В древности ее считали «эликсиром жизни». В ее листьях много витаминов. Из нее готовят салаты. Настой одуванчика - прекрасное средство от ожогов.
• Викупана в солнышке,
Стоит доченька.
Пчелы солнечный медок
Достают из ее цветков. (Липа)
- Ее цвет - самый популярный потогонное и жаропонижающее средство. Цвет сушат, заваривают и пьют как чай.
• На просторах поля золотого
Синие звездочки дрожат,
Словно кусочки голубого неба
Выигрывают, сверкают, горят. (Васильки)
- Используют при болезнях почек и мочевого пузыря, при повышенной температуре, для примочек на глаза.
• Выросли на лугу
Сестрички маленькие.
Очки - золотые,
А глазки - беленькие. (Ромашки)
- Используют при болезнях желудка, кишечника. Отваром из ромашки пользуются для промывания гнойных ран. Ромашка - это цветок нежности, чистоты. Есть декоративные, полевые, а есть лекарственные ромашки. Вдохните ее аромат - по запаху можно отличить лекарственную ромашку. Когда болит горло при простуде, очень хорошо полоскать его отваром цветов. Маленьких детей она лечит, им можно давать пить напиток из ромашки, когда у них болят животики, а больные глаза полезно промывать ею. Вот какую силу имеет эта хрупкая цветок.
• Хоть трава очень горькая,
Из нее пользу нешуточная. (Полынь)
- В народе его издавна употребляли как жаропонижающее, кровоостанавливающее, желчегонное растение. Отвар полыни улучшает аппетит.
• Бородавки зчистить из тел,
Отсюда и название -.... (чистотел).
- Как вы считаете, почему это растение получило именно такое название?
- Где растет чистотел?
• Лег пластом у дороги,
Потому раскидал руки-ноги. (Подорожник)
- Почему это растение именно так назвали?
- Почему подорожник в народе еще называют «ранником» или «порізником»?
- Вы пользовались лечебными свойствами этой чудо - травы? Где и когда?
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Игра «Полезные советы»
• Как листья ее помять -
Хорошо слышать запах... (мяты).
• Грызла белочка орешки,
Заболели зубы немножко.
Что посоветуем от зубной боли? (Мяту, душицу)
• Целую ночку лисенок Не змикало глаз.
- С чего сварить отвар, чтобы лечить глаза? (Ромашка)
• Козлята болели,
Потому что холодную воду пили. (Ромашка, душица)
2. Игра «Поймай название лекарственного растения»
Рвет Марьянка в котомку
Подорожник, душицу.
Петя, Оля и Демьянко
Накопали валерьянки.
3. Чтение и обсуждение рассказа Бориса Волка «Цветочная аптека»
Мишка с дедушкой чуть ли не ежедневно бывают в лесу. Дедушка здесь как дома. Все знает: где надо искать ягоды, где прячутся грибы, хорошо разбирается в травах и цветах. Как-то сказал дедушка, что лес - это зеленая аптека. И этим очень удивил Мышка. Зеленая аптека? Почему лес - аптека? А дедушка улыбнулся и сказал:
- Подожди, внучек, увидишь, почему.
Идут они лесом весной - цветут ландыши. Дед и говорит:
- Присмотрись-ка, Мишенька, до этого цветка. Красивая, ароматная и еще и целебная. Из нее готовят лекарства. Для тех, у кого сердце больное.
Идут по лесной тропинке дедушка с внуком летом.
- Присматривайся к цветков, трав, внучку, присматривайся! Видишь, тысячелистник цветет, а там, где бабочка, лесные калачики. Большой целебной силы и эти цветы.
Вот на краю тропы заметили листьев подорожника. Дед останавливает внука:
- Осторожней ступай, Миша, и запомни: это растение до троп и дорог ютится. Потому и называется подорожником. Невзрачный он, а человеку настоящий друг. Понадобится остановить кровь, залечить рану - станет подорожник в происшествии. Видишь, как много целебных трав, цветов в лесу? Теперь понимаешь, почему называют лес зеленой аптекой?
- Почему дедушка назвал лес зеленой аптекой?
- Какую врачебную цветок дедушка показал внуку весной? Какая она?
- Для кого готовят из нее лекарства?
- Какие цветы увидели дедушка и внук летом?
- Которая из них прислоняется к тропинок и дорог? Кому может пригодиться подорожник?
- О какие лекарственные растения вы узнали из рассказа?
4. Минутка-веселинка
КУЛЬДІД
Ветер бежал мимо камыш
И с одуванчика сдул берет.
Удивилась Лариса:
- Голова у одуванчика лиса?
У дедов только случайно
Вот такая-только голова.
Поэтому ее следует назвать
Не одуванчик, а кульдід!
5. Отгадай!
• Солнышко в траве взошло,
Усміхнулось, расцвело,
Потом стало белое-белое
И по ветру полетели. (Одуванчик)
• Какой корень, какой цвет
Любит каждый в мире кот? (Корень валерианы)
6. Кроссворд «Лекарства»
1) Дерево, цветет в июле. (Липа)
2) Растение, о которой говорят, что она лечит от 99 болезней. (Зверобой)
3) Цветок белого цвета, с желтым глазком в середине. (Ромашка)
4) Растение, из которой варят первый весенний зеленый борщ. (Крапива)
V. Итог урока
- Природа заботится о нас, помогает нам, лечит от различных болезней. Только нужно понимать ее, наблюдать за ней, изучать ее. И тогда природа подарит нам здоровье - самое ценное богатство.
- Какие лекарственные растения нашего края вы запомнили?
- Для чего человек собирает лекарственные растения?