Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

РОДНОЙ КРАЙ

 

Урок 52

Тема. Красная книга. Краснокнижные растения родного края

 

Цель: рассказать учащимся о Красной книге, о краснокнижные растения родного края; учить соблюдать правила культурного поведения в природе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об охране растительного мира.

 

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя с элементами беседы

На доске - иллюстрации, фотографии с изображением заповедных мест, растений, занесенных в Красную книгу.

- Посмотрите, какие прекрасные творения природы, ими бы только восхищаться, вражаючись, сколь щедра на выдумки природа! Когда бы не одно обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица земли. Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого, кто живет на Земле.

- Подумаем вместе: будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или ради забавы сорвем две-три красивых цветка? Или поймаем необычного бабочки? (Ответы детей.)

- Да. Природе будет хуже. Каждая сломанная зря ветка, каждый сорванный цветок, каждый пойманный бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану причинишь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую - кто-то еще, то что произойдет с природой?

- А теперь поговорим о больших ранах, которые наносят природе. С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города и села, шоссейные и железные дороги. Все это для жизни необходимо человеку. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, люди уничтожают леса. Много деревьев погибает ради получения древесины. ее нужно очень много. Ежегодно на нашей планете остается все меньше лесов. Зато все больше загрязняют воздух, водоемы. Все знают, что вода и воздух необходимы для жизни растений, животных и человека.

Из-за того, что количество лесов уменьшается, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда - просто так, ради развлечения.

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет - сигнал опасности.

Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. Хранят ее в швейцарском городе Морж. В нее заносятся данные обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека. У каждой страны есть Красная книга. В Украине она тоже есть.

- Рассмотрите выставку фотографий цветов. Огромное количество букетов завозят в город в выходные дни и на праздники. Дикорастущих растений с красивыми цветками становится меньше. Очень мало осталось в лесах купальщиц. Все знают эту волшебную цветок, похожее на золотистую розу. Это неприхотливое растение может жить на любом влажном грунте.

Редко встречается белая кувшинка: почти каждый, кто купается или плавает на лодке, обязательно сорвет цветок. Но вынутая из воды цветок сразу вянет.

Исчезает плаун, а это - потомок гигантских растений, живших в то далекое время, когда откладывалось каменный уголь. Плаун длительное время не вянет, остается зеленым, поэтому его рвали, украшали им рамки портретов. А возраст такого кнута - около 15 лет.

К сожалению, много раннецветущих растений стали очень редкими в наших краях. Многие из них погибает, сорваны любителями весенних букетов. Все ранние весенние растения цветут всего несколько дней. Можно ли рвать эти цветы, если стоят они в вазе всего один день, или даже меньше?

Многие растения размножаются семенами, а значит, если сорвешь всего один цветок, то уже через несколько лет в лесу не вырастет десяток цветов. Ведь растения появляются из семян не следующего года, а через несколько лет.

- Продолжая использовать природу, нужно стремиться к тому, чтобы не причинить природе вреда. А что можем сделать мы, находясь в лесу или в поле, чтобы не нарушить природных связей?

- Соблюдайте правила поведения в природе: нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано. Охраняя растения и животных, помните о борьбе с загрязнением воздуха и воды!

2. Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Викторина «какой цветок?»

• Я первый расцветаю среди рощи

И белый, как снег, я цвет имею.

Кто я? Отгадайте!

Вы меня не обижайте,

Не срывайте, не топчите.

Хочу долго-долго жить.

То кто же я? (Подснежник).

 

• На стебельке волохатій

Шесть лепестков лілуватих.

Красивый цветок - даже во сне

Улыбается мне. (Сон-трава)

 

• Я самая первая розквітаю

Синим цветом среди рощи.

Отгадайте, что за цветок,

Потому что меня не станет летом. (Подснежник)

 

• Стоят красавицы на воде,

Венки у них белые и золотые. (Водяные лилии)

 

• Лечебную силу имею,

Желтым цветом расцветаю.

Называют ключ весны!

Как я звуся? Ты скажи! (Первоцвет)

 

• Цветет майской порой,

Ее найдешь в тени лесной,

На стебельці, как бусинки в ряд,

Цветы душистые висят. (Ландыш)

- Запомните! Эти растения нуждаются в охране!

 

 

Вывод. Таких растений, как ландыш, сон-трава, колокольчики, подснежники, пролески, в наших лесах мало, ее охраняют.

2. Комментируемое составление «Правил друзей природы»

- Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал по 5 цветков? 10 цветков?

- Какой вывод из этого можно сделать?

3. Работа над загадками «Растения Красной книги»

• Похилилась, приуныла,

Будто плачет, будто вмилась.

То черная, то белая!

Как зовут ее? Ну, смело! (Береза)

 

• Стоят красавицы на воде,

Венки на них белые и золотые. (Водяные лилии)

 

• Из воды растет, на воде сидит, в воду смотрит. (Кувшинки)

 

V. Итог урока

- Прекрасный мир живой природы, а человек - его составляющая. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит - и человека в самом высоком смысле этого слова.

Найдите ошибки в правилах и исправьте их, обоснуйте свое мнение.

1-й ряд

1) Гуляй в лесу только по тропинкам.

2) Губы дерева (ломай ветки, делай на стволах надписи, собирай сок).

3) Подкармливай зверей и птиц зимой.

4) Редкие растения не охраняй, они все равно вымрут.

5) Не сори там, где отдыхаешь.

2-й ряд

1) Никогда не наноси вред природе.

2) Можно распахивать гнезда и убивать ядовитых и некрасивых животных.

3) Не убивай зверей и птиц - это творение природы.

4) Разжигай костры в лесу, делай новые очаги, не береги почву, его очень много.

5) Не трогай дома животных и детенышей.

3-й ряд

1) Не засоряй источников и рек.

2) Не шуми в лесу, на лугу, у водоема.

3) Распахивай муравейники, их и так очень много.

4) Цветы собирай в большие охапки и приноси домой.

5) В меру бери дары природы.