Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Математика. 1 класс. И семестр
разработки уроков

ТАБЛИЧНОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 10

 

Урок 50. ТАБЛИЦЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ЧИСЛА 1. ВЫЧИСЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ВЫРАЖЕНИЙ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПО 1 ВИДА 4 + 1 + 1; 9 - 1 - 1

 

Цель: на основе практических упражнений и знаний о последовательности чисел в натуральном ряде раскрыть приемы сложения и вычитания 1; обратить внимание учащихся на то, что при добавлении 1 получим следующее число, а при вычитании 1 - предварительное; раскрыть принцип составления таблиц сложения и вычитания 1; совершенствовать вычислительные навыки; воспитывать старательность.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Веселые задачи

• Воробей и три синицы

Вон летят к кормушке.

Сколько птичек, подскажите.

Будут благодарны за обед?

- Как вы считали?

- Как называются числа при сложении?

• Были в нашем дворе

Два воробья, три снегири.

Кто может составить счет птицам,

Всем воробьям и снігурам?

 

• Три вороны поссорились,

Потому зернышек не поделили.

На их шум еще три примчались.

Сколько птичек вместе стало?

2. Работа с числовым рядом

8; 10; 6; 4; 3; 2; 1; 5; 7; 9.

- Назовите числа от наименьшего до наибольшего.

- Назовите любое число, затем - следующее к нему; предыдущее.

- Я задумала число, увеличила его на 1, получила 6. Какое число я задумала?

- Назовите предыдущее число числа 4.

- Назовите «соседей» числа 5.

- Дополните 6 до 10.

3. Игра «Помоги Незнайкові»

3 + 2 = 6

2 + 0 = 2

4 - 1 = 1

5 + 0 = 6

9 - 1 = 7

8 + 1 = 9

 

III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ (с. 57)

- Рассмотрите таблицу сложения числа 1.

- Что вы заметили? (Первое слагаемое увеличивается на 1, второй остается без изменения, результат действия - сумма тоже увеличивается на 1.)

- Прочитайте все примеры. Какое число добавляли в каждом примере? (1)

- Поэтому таблица и называется «Прибавить 1».

- Сравните первое слагаемое и сумму в каждом примере. Что можно о них сказать? (Первое слагаемое - предыдущее число, а сумма - следующий.)

Вывод. Если к числу прибавить 1, то получим следующее число.

- Рассмотрите таблицу вычитания числа 1.

- Прочитайте каждый пример. Сравните ответ с числом, от которого отнимали 1.

- Какое число получали? (Предварительное)

- Какое число отнимали в каждом примере? (1)

- Поэтому таблица и называется «Вычесть 1».

Вывод. Если от числа отнять 1, то получим предыдущее число.

Задача 1

- Рассмотрите числовой луч. От какого числа летело солнышко? На каком числе село сначала? потом?

- Прочитайте пример. Ответ примера?

- Сколько всего прибавили? Сколько всего вычли?

Задание 2

Учитель вводит алгоритм решения данного примера, обучая детей составлять памятку:

- Что надо сделать? (Надо решить пример 2 + 1 + 1)

- Что сделать сначала? (К 2 прибавить 1)

- Что сделаем потом? (Потом добавим еще 1)

- Вычислите. (К 2 прибавить 1, получим число, следующее до 2 - 3; к 3 прибавить 1, получим следующее число 4.)

- Прочитайте ответ. (2 + 1 + 1 = 4)

Параллельно учитель выставляет карточки с опорными словами, постепенно складывается памятка к решению примера:

Надо:

Сначала, потом:

Обчислюю:

Читаю ответ.

Решение примеров с опорой на памятку

6 + 1 + 1 =

5 - 1 - 1 =

8 - 1 - 1 =

- Сравните примеры в каждом столбике. Как добавили 2? Как отняли 2?

Задание 3

- Сколько бумажных самолетиков сделал Игорь? Сколько бумажных самолетиков сделал Вадим? Сколько самолетиков сделали мальчики вместе?

Задание 4

- Сколько пирожных было в Лісовичка? Сколькими пирожными он угостил Полянку? А Поляночку? Сколько пирожных у него осталось?

Физкультминутка

 

IV. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (см. Приложение к уроку)

Работа с таблицами сложения и вычитания числа 1

 

V. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

- Прочитайте ответы таблиц «Прибавить 1», «Вычесть 1».

- Из каких частей состоит задача?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 50

 

- Прочитайте только ответы каждого столбика. (В первой таблице ответы составляют ряд чисел от 2 до 10, а во второй - от 1 до 9.)

- Закройте линейкой ответы первого столбика.

- Прочитайте примеры от начала до конца, называя ответ.

- Закройте линейкой ответы второго столбика.

- Прочитайте примеры от начала до конца, называя ответ.

- Найдите примеры с ответами 4; 6; 9.

- Какое число стоит между 7 и 9?

- Прочитайте пример с таким ответом.