|
@ После выполнения работы проверяем качество выполнения и, в случае необходимости, выполняем коррекцию знаний и умений.
III. Формулировка цели и задач урока @ Учитель, подведя итоги проделанной работы, напоминает ученикам, что следующий урок (ученики должны узнать заранее) - тематическая контрольная работа по теме «Формулы сокращенного умножения». Поэтому основная цель урока - отработка навыков применения формул сокращенного умножения для разложения многочленов на множители и систематизация и обобщение знаний и навыков, полученных в ходе изученной темы. IV. Работа с опережающим домашним заданием @ Этот вид работы является логическим завершением работы с формулами (а ± b)2 при их применении для разложения многочленов на множители. Поэтому один из возможных вариантов - рассмотреть (если будет время) на уроке № 48. Но поскольку времени на уроке может не хватить, рассмотрим этот вопрос сейчас (или перенесем на следующую тему и исключим № 5 с тематической контрольной работы). Задача 1. Вместо □ подставить такие одночлен, чтобы данное выражение можно было представить в виде квадрата двучлена: х2 + 2х + □; х2 - 6х + □; х2 + 12х + □; х2 - 5х + □. Каких значений приобретают при этом данные выражения? Задание 2. Число, записанное в [ ], представьте в виде суммы таких чисел, чтобы можно было выделить квадрат двучлена в виде: х2 + 2х +[3]; х2 - 6х + [10]; х2 + 12х + [38]; х2 - 5х + [90]. Каких значений приобретают при этом выражения?
V. Отработка навыков Выделите квадрат двучлена в выражениях: 1) х2 - 8х - 3; 2) m2 + 7m + 2; 3) х2 - 10х + 31; 4) у2 + 3у + 5. Исходя из ответов, что достали, определите знак данного выражения (если это возможно).
VI. Систематизация и обобщение знаний @ Поскольку содержание учебного материала этой темы состоит из формул сокращенного умножения, то желательно для экономии времени этот этап урока как организовать работу с главной схемой, что ученикам напоминает: а) формулы сокращенного умножения и различные способы их применения; б) место темы в курсе алгебры и ее связь с изученным учебным материалом.
VII. Систематизация и обобщение умений Выполнение устных упражнений 1. Представьте в виде многочлена: 1) (4 + а)2; 2) (2х - 1)2; 3) (2а + 3b)2; 4) (х3 - 3)2; 5) (х - 3)2; 6) (-х + 3)2; 7) (3 - а)(3 + а); 8) (b + 2а)(b - 2а); 9) (х2 - 1)(1 + х2); 10) (x - 1)(x2 + x + 1); 11) (2 - у)(4 + 2у + у2); 12) (2 - в)(-2 - в). 2. Разложите на множители: 1) х2 + 6х + 9; 2) 25х2 - 10ху + у2; 3) у2 - 100; 4) -0,16в2 + х2; 5) а4 - 25; 6) а3 - 1. Выполнение письменных упражнений 1. Упростите выражения: 1) (2а + 3)(а - 3) - 2а(4 + а) + (а - 1)2; 2) (1 - х)(х + 1) + (х - 1)2 - (х - 2)2; 3) (3а - 3b)2 - 3(а - b)2; 4) (1 - 2х)(4х2 + 2х + 1) + 8х3; 5) (2 - х)(2 + х)(х - 1) + х2(х - 1). 2. Разложите на множители: 1) - а4 +16; 2) 64х2 - (х - 1)2; 3) (3х - 3)2 - (х + 2)2; 4) 8х3 + 0,064у3; 5) х3 - 64. 3. Решите уравнение: 1) х(х - 2)(х + 1) = х2(х - 1); 2) (х2 - 1)(х2 + 3) = (х2 + 1)2 + х; 3) у2 - 4у + 4 = 0. 4. Какого наименьшего значение приобретает выражение у2 + 4у + 5?
VIII. Итог урока
IX. Домашнее задание (I уровень - № 1 - 4; II уровень- № 1, 2, 4, 5; № 3 (а, в); III уровень - № 1; см. Янченко, с. 115.) Домашняя контрольная работа № 1. Упростите выражение: 1) (3m - 2n)2 + 12mn; 2) (2а - b)(а + b) + b2; 3) (3 - а)(3 + а) + (1 - а)2; 4) (2х - 7у)2 + (2х + 7у)2 - 8х2; 5) (2 - 3b2)(3b2 + 2) + (b2 - 1)2; 6) (2 - b2)(2 + b2)(4 + b4)(16 + b8). № 2. Разложите на множители: 1) у2 - 9; 2) а2 - 10а + 25; 3) 9в2 - 16; 4) 27а3 - b3; 5) (2а - 3)2 - 4. № 3. Решите уравнение: 1) (4 + х)2 - х2 = 0; 2) -(2х + 3)2 + (2х + 5)(2х - 5) = 2; 3*) х2 - 2х - 35 = 0.
|
|