6 КЛАСС
Тема 1. Музыка как язык чувств
Урок 15
Тема урока. Ритмичная упражнение с использованием шестнадцатых нот. Разучивание колядки "Во Вифлееме". Слушание музыки. В. Барвинский. "Колядки и щедривки"
Цель урока: повторить с детьми длительности нот и закрепить на ритмических упражнениях; развивать музыкальную память и ладо-тональный слух; воспитывать любовь к украинских песен-колядок и щедривок, интерес к традиций, обычаев, обрядов украинского народа.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, аудио-запись, портрет В. Барвінсьного.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы.
II. Повторение изученного материала. Ритмичная упражнение.

Как вы уже, наверное, поняли, дети, мы сегодня на уроке повторим и закрепим длительности нот на основе этой ритмической упражнения.
- Какие ноты по длительности здесь встречаются?
- Сколько тактов?
- На сколько считается 4 шестнадцатых?
- Проплескаємо сначала четвертый такт.
- А теперь проплескаємо целую упражнение, считая на 1и 2и. (Дети выполняют упражнение).
2. Желающих опитую на оценку.
III. Разучивание колядки „Во Вифлееме”.
Во Вифлееме
Коляда
Нараспев

Уже херувимы славу поют,
Ангельские хоры Господина витают,
Пастырь убогий несет, что может,
Чтобы одарить Дитя Божье.
А ясная заря мира голосит:
«Мессия радость, счастье приносит!
В Вифлеем спешите все сейчас,
Бога приветствуйте бедному Ребенку!»
За светом звезды, где-то с востока,
Идут три владыки княжеского рода,
Золото, дары, ладан, миро
Вдруг с сердцем чистым несут в жертву.
Мария-мать сына лелеет,
Иосиф старенький пелены греет.
А царь всемирный в холоде и боли
Благословит нас на лучшую судьбу.
Иисус милый, мы не богаты,
Золота и даров не можем дать.
Но дар ценнее несем от мира,
Это - вера сердца, это любовь искренняя.
Глянь глазом искренним, Божий ты сын,
На нашу землю, на Украину.
Сошли ей с неба дар великому,
Чтобы Ты славила во веки веков.
1. Беседа.
- Дети, к какому жанру мы относим колядки и щедривки? Да, это календарные песни. Календарные песни были в древности составной частью праздничных обрядов. Сюжеты этих песен довольно разнообразны, но непременно связанные с работой и жизнью крестьян. Это пожелание успехов в новом году, счастья и здоровья.
- Что вы знаете колядки? (Дети дают свои ответы).
Сегодня мы изучим с вами еще одну колядку „Во Вифлееме”.
В коляде „Во Вифлееме” восхваляется рождения Иисуса Христа в Вифлееме, в тот день, в который он родился.
2. Художественный показ песни.
- Послушайте и определите количество фраз и их сходство.
3. Распевки и разучивание песни.
При розучуванні обращаю внимание на чистоту воспроизведения мелодии и на выразительность каждой фразы, а также на темп и динамические оттенки.
IV. Слушание музыки.
1. Беседа.
С творчеством украинского композитора Василия Барвинского вы уже знакомы: сонаты, прелюдии, романсы, сборник обработок украинских народных песен для голоса и фортепиано, а также цикл фортепианных произведений на темы народных песен. Среди них есть цикл со словесным текстом „Колядки и щедривки”, который вы сейчас послушаете.
2. Слушание произведения.
3. Характеристика прослушанного.
- Какой характер музыки?
- Почему это произведение имеет такое название?
4. Повторное слушание.
V. Итог урока.