II СЕМЕСТР
РАЗДЕЛII
Географическая оболочка и ее составляющие
Тема 3. Гидросфера
Урок 49. Океан и человек
Практическая работа № 11. Составление сравнительной характеристики водных объектов
Цель: углубить и систематизировать знания о Мировом океане; показать необходимость бережного отношения к природным богатствам океана; проверить умение учащихся составлять сравнительную характеристику крупнейших водных объектов на основе атласов и типовых планов; учить делать выводы; формировать у учащихся бережное отношение к природным богатствам океана.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: физическая карта мира, учебники, атласы, презентация «Мировой океан».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков
1. Игра «Перестрелка»
Учащиеся задают по два вопроса про каждый вид природных ресурсов Мирового океана.
2. На контурной карте обозначить: Тихий океан, Черное море, Сарґассове море, Ґібралтарську пролив, Красное море, Бискайский залив, Гренландию, Большие Зондские острова, Ґольфстрім, течение Западных Ветров, Керченский пролив, Маґелланову пролив.
3. Вставьте пропущенные буквы (работа у доски):
А _ а_ _ _ _ полуостров _кий
Ч_ _в_ _е море;
С _ р_ _ _е _ не море;
І_ _і_ _ _ _ _й океан;
Б__ ове море;
Б _ н _ _ н _ _ _ а залив.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Изучая природные богатства, вы увидели, какое большое значение имеют богатства океана, которые они полезны для человека, потому что человек с каждым годом вылавливает в океане все больше и больше животных, использует больше водорослей. А в связи с добычей со дна океана полезных ископаемых загрязняется вода, а это приводит к уменьшению биомассы. Поэтому воды океана нужно охранять. Об этом мы и поговорим на сегодняшнем уроке.
IV. Изучение нового материала
Проблемный вопрос. Тур Хейердал сказал: «Мертвый океан - мертвая планета». Как вы понимаете эти слова?
Жак-Ив Кусто писал: «Наш отец-океан гибнет. Море стало сточной ямой, куда стекают все загрязняющие вещества, выносимые отравленными реками, и все загрязняющие вещества, которые ветер и дождь собирают в нашей отравленной атмосфере. Сбрасывают такая грязь также танкеры. Поэтому не следует удивляться тому, что понемногу из этой сточной ямы исчезает жизнь.
Мне трудно сказать, какой из океанов наиболее загрязнен. Средиземное море самый загрязненный на Земле. Под угрозой жизнь не только обитателей моря, но и людей, проживающих на побережье».
По подсчетам Морского агентства, в моря и океаны ежегодно сбрасывают более 6 млн. тонн нефти. Эта нефть не дар природы. Она появляется здесь по вине людей. В океан ежегодно попадает около 1 % транспортируемой нефти. Ученые подсчитали, что если в воде содержится 0,1-миллиардная доля нефтепродуктов, то рыбу употреблять нельзя.
XX в. назван атомным веком. Мы живем в XXI ст. Радиоактивные отходы продолжают загрязнять водоемы. Почти полвека назад в мелкое Балтийское море было выброшено цементные контейнеры, содержавшие 7 тыс. тонн мышьяка. Сейчас они прохудилось. Яда в них втрое больше, чем необходимо для того, чтобы отравить все живое в этом море.
Рассказы учащихся об охране вод Мирового океана.
Выполнение практической работы № 11
Задачи. Составить сравнительную характеристику двух океанов (по выбору)
Характеристика |
Индийский |
Тихий |
Площадь океана |
|
|
Положение относительно экватора, 0-го меридиана |
|
|
Материки, которые омывает |
|
|
Расположение в климатических поясах |
|
|
Океанические течения |
|
|
Средняя глубина |
|
|
Максимальная глубина |
|
|
Температура поверхностных вод |
|
|
Соленость |
|
|
Растительный мир |
|
|
Животный мир |
|
|
Загрязненность |
|
|
Просмотр презентации учащихся об освоении Мирового океана.
V. Итог урока
VИ. Домашнее задание
Проработать соответствующий параграф в учебнике.