География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

II СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛII

Географическая оболочка и ее составляющие

 

Тема 3. Гидросфера

 

Урок 48. Богатства вод мирового океана

 

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о Мировом океане; дать представление о различных богатства океанов; показать способы изучения океанов; познакомить с работой океанологов; выяснить, как размещаются живые организмы в толще воды; способствовать формированию умений учащихся оценивать ресурсы Мирового океана; развивать умение учащихся аргументировать свой рассказ, используя дополнительную литературу; воспитывать любовь к богатствам Мирового океана, бережное отношение к живым организмам океанов.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебники, атласы, дополнительная литература.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

1. Что это? (работают два ученика)

Бискайский...

Черное ...

Керченская...

Африка...

Индийский.. .

Дрейка...

Берінґове...

Красное...

Бенґальська...

Антарктида...

2. «Третий лишний» (работают трое учащихся)

1) Ґольфстрім, Лабрадорское, Австралия.

2) Азовское, Средиземное, Урал.

3) Бенгальский, Бискайский, Маґелланова.

4) Атлантический, Индийский, Кольский.

5) Черное, Африка, Евразия.

6) Берінґова, Гавайские, Гренландия.

3. Проверка географической номенклатуры по теме «Мировой океан»

4. Тест

1) Основная причина океанических течений:

а) географическое положение океана;

б) нагревание воды Солнцем;

в) подземные водные источники;

г) постоянные ветры;

д) все перечисленные причины.

2) Главная причина морских приливов:

а) океанические течения;

б) притяжение воды Луной и Солнцем;

в) перепад температур морской воды;

г) ветры.

3) Причина образования цунами?

а) землетрясения;

б) разность температур морской воды;

в) ветры;

г) океанические течения.

4) Материк, который омывается четырьмя океанами:

а) Евразия; б) Африка; в) Австралия; г) Северная Америка.

5) Море с наибольшей соленостью воды:

а) Черное; б) Средиземное; в) Каспийское; г) Красный.

6) Температура с глубиной:

а) повышается; б) снижается.

7) Значение океана для Земли:

а) выравнивает колебания температур;

б) обеспечивает водяным паром атмосферу;

в) питает осадками сушу;

г) все названные факторы.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Сегодня на уроке мы выясним, какой богатый мир океанов. Исследования показывают, что суммарное количество живого вещества в океане в 750 раз меньше, чем на суше. Сегодня роль океана как кормильца чрезвычайно скромная. Количество морепродуктов вылавливается в среднем за год, составляет лишь 1 % от общего объема продуктов питания, производимых на планете. Океан имеет значительные минеральные ресурсы, но их добыча является очень тяжелым. В океане есть компонент, который академик А. Ферсман назвал «самым важным минералом на Земле, без которого нет жизни». Это сама вода. Швейцарский океанолог Жак Пикар писал: «...океан - это бездна проблем, тайн, непонятных вещей, нелепых вопросов и увлекательных загадок». На уроке мы и поговорим о богатствах океана.

 

ИV. Изучение нового материала

Уже первые выходы людей в моря и океаны сопровождались измерениями глубин.

Беседа

• Какие способы измерения глубин вы знаете?

• Можно ли с помощью эхолота узнать, какие богатства есть в океане?

Чтобы узнать, чем богат океан, ученые исследуют его с помощью:

• экспедиционных судов (изучают рельеф, магнитное поле);

• дрейфующих станций (изучают температуру, соленость, течения);

• подводных аппаратов: акваланг, батискаф, подводные лодки с відеооснащенням);

• сейсмических методов (состав горных пород);

• искусственных спутников Земли;

• космических кораблей (волны, лед, косяки рыб).

Вопрос. Какие из этих методов исследования дают возможность изучать богатства океана?

Работа со схемой

 

 

Выступление учащихся (опережающее домашнее задание)

1. Энергетические ресурсы.

2. Минеральные ресурсы.

3. Биологические ресурсы: растительные.

4. Биологические ресурсы: животные.

5. Интересности о растений и животных океана.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков Почемучки

1. Почему Мировой океан называют колыбелью современной цивилизации?

2. Почему живые организмы проживают на разных глубинах?

3. Почему через Тихий океан проложены важнейшие морские торговые пути?

4. Почему воды Мирового океана называют «жидкой рудой»?

5. Почему большинство растений и животных проживают до глубины 100 м?

6. Почему не целесообразно строить ПЕС на Черном море?

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий параграф в учебнике.

• Подготовиться к игре «Перестрелка» (подготовить по два вопроса про каждый вид природных ресурсов Мирового океана).