География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел II

МАТЕРИКИ

Урок № 51

Тема. ЕВРАЗИЯ - САМЫЙ БОЛЬШОЙ МАТЕРИК ЗЕМЛИ. ФИЗИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА, ЕГО РАЗМЕРЫ. ОСОБЕННОСТИ БЕРЕГОВОЙ ЛИНИИ ЕВРАЗИИ

 

Цель: дать учащимся знания о Евразию как самый большой по площади материк Земли, особенности ее физико-географического положения и береговой линии; развивать навыки самостоятельной характеристики физико-географического положения географического объекта.

Оборудование: физические карты полушарий, Евразии; картины природы Евразии; слайды для мультимедийной доски, план изучения материка, план характеристики географического положения в справочнике ученика.

Тип урока: изучение нового материала.

Опорные и базовые понятия: материк, океан, географические координаты, Северный Полярный круг, Северный тропик, экватор, Ґрінвіцький меридиан, особенности природы, связанные с ФГП материка

Географическая номенклатура: мысы: Рока, Дежнева, Челюскина, Пиай; моря: Северное, Балтийское, Средиземное, Черное, Азовское, Баренцево, Восточно, Желтое, Японское, Охотское, Берінґове, Східнокитайське, Южнокитайская, Аравийское; заливы: Бискайский, Бенгальский, Аденский, Персидский, Сиамский, Ботнический; проливы: Дарданеллы, Босфор, Ла-Манш, Ґібралтарська, Зондский, Малаккский, Берінґова, Лаперуза; острова: Великобритания, Ирландия, Сицилия, Шпицберген, Новая Земля, Сахалин, Японские, Большие Зондские (Калимантан, Суматра, Ява), Малые Зондские, Филиппинские; полуострова: Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Крымский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Корея, Индокитай, Малакка, Индостан, Аравийский.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

Организация урока-путешествия. Учитель вместе с учащимися определяют, кто будет исполнять роли «Экскурсовода», «Познайки», «Лоцмана».

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Прием «Верю - не верю»

«Экскурсовод», «Познайка», «Лоцман» задают учащимся вопросы:

• Крупнейшая река северной Америки... (Миссисипи)

• Наивысший водопад мира... (Ниагарский)

• В Северной Америке степь называют... (Прерією)

• В Южной Америке степь называют... (Пампой)

• На территории Северной Америки образовалось три крупные независимые государства... (США, Канада, Мексика)

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Прием «Пять предложений»

Ученики пытаются вложить в пять предложений характеристику географического положения материков, что уже изучено. Работа выполняется в группах. «Экскурсовод», «Познайка» и «Лоцман» оказывают им помощь:

I группа - Африка;

II группа - Австралия;

III группа - Антарктида;

IV группа - Южная Америка;

V группа - Северная Америка.

 

IV. Изучение нового материала

1. Прием «Вызываю ассоциации»

«Экскурсовод» предлагает учащимся выразить те ассоциации, которые возникли у них при слове «Евразия».

2. Прием «Географическая лаборатория»

«Лоцман» предлагает учащимся открыть атласы и назвать:

• океаны, омывающие Евразию;

• проливы, которые отделяют материк от других материков;

• крупные острова у берегов материка;

• крайние точки материка.

3. Прием «Микрофон»

Ученики открывают справочник и по плану дают характеристику географического положения материка.

4. Прием «Картографическая лаборатория»

Задачи. Подписать названия географических объектов на контурной карте, определяя координаты крайних точек.

5. Прием «Лови ошибку картографа»

«Познайка» называет географические объекты и материк, которому они «принадлежат». Ученики определяют ошибки и объясняют, что именно это за объекты. Озеро Эйр - Антарктида; река Нигер - Австралия; острова Новая Зеландия - Евразия; полуостров Индостан - Африка (и такое прочее).

 

V. Закрепление нового материала

«Экскурсовод», «Познайка» и «Лоцман» проводят игру «Почемучка»:

• Почему Евразия омывается четырьмя океанами мира?

• Почему координаты ее крайних точек имеют и восточную и западную долготу?

• Почему в Евразии есть все природные зоны?

• Почему природа Евразии схожа с природой Северной Америки?

 

VI. Итог урока

Оценивание учащихся.

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий раздел учебника.

• Подготовить сообщения об исследователях материка: Марко Поло, Афанасия Никитина, Васко да Ґаму, Ф. Магеллана, братьев Лаптевых, С. Челюскина, В. Берінґа, О. Чирикова, П. П. Семенова-Тянь-Шаньського, М. Пржевальского, П. Козлова и др. по теме «Взнос. в исследование территории и природы Евразии».