ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА - соціол. теория, которая объясняет выбор альтернатив деятельности социальным субъектом, который исходит из предположения двойной цели: улучшение своего материального благополучия и получения социального одобрения - при этом понести как можно меньше убытков. Эта теория обосновывает сочетание материальной и культурной мотивации действия на основе выделения ее главной цели и инструментальных целей, служат последний. С точки зрения Т. г. в. действующий субъект не является актером, который выполняет социальные роли, а выступает как производитель нужных себе материальных и духовных благ. Поэтому функция полезности, которая определяет выгоду от различных альтернатив действия, превращается в функцию социальной продукции: Р = F (X1, Х2, Х3, и), где X - социальное одобрение, Х2 - материальное благополучие, Х3 - затраты, и - доход. Тогда культура интерпретируется как такая, которая содержит в себе характеристики функции социальной продукции для различных позиций субъекта в тех или иных ситуациях. А процесс социализации понимается как интеграция культуры и рационального выбора альтернативы действия через обучение. Социальные же нормы в ракурсе данной теорет. перспективы выступают как ситуативно-продиктованы цели.
В попытке объяснить социальное поведение Т. г. в. столкнулась с многими проблемами. Самая первая из них - как измерить то, что выгоднее: подчиняться социальным нормам или погнаться за материальным выгодой? Замечено явление, которое получило название "біпродуктивний парадокс социальных благ". Он заключается в том, что социальные нормы диктуют: вы добьетесь того, чего хотите, если будете делать то, что не является для вас желанным. Напр., если вы хотите увеличить свой капитал, то не должны брать моду, лишь при таком условии вы добьетесь социального одобрения и материального благополучия. Однако Т. г. и. оказалась несостоятельной в подобной ситуации, как и в попытках объединить одной теорет. схеме идеальные и материальные детерминанты выбора действия.