ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ - концепция сусп.-экон. и полит, развития, что объясняет процесс перехода от стабильного "традиционного" к современного индустриального общества, непрерывно меняется.
Понятие модернизации охватывает исследования кардинальных сусп. изменений в разных измерениях: истор. процесса (а в нем процессы, происходящие в разные эпохи: истор. ранне-капитал. М. в странах зап. цивилизации, М. в условиях бюрократического гос.-монополист капитализма и современные изменения в странах, которые еще отстают от передовых), общества как системы (синхронный анализ экон., социально-полит. и культурной М.); М. человеческой личности.
Различают два вида Г.: первичная - в странах, где зарождалась индустриализация; вторичная - в странах, которые только начинают интегрироваться в уже существующую систему модернизированных стран. К первичной М. относят эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демокр. т.д. Специфика вторичной М. заключается в наличии зрелых социально-экон. и культурных образцов в лице старых промышленных стран. По сути, под М. здесь имелись в виду процессы зарождения капитализма или же перехода к нему.
Однако в Т. м. нет общ. признанных творцов и четких исходных посылок, - очевидно, что Т. м. не редуцируется к теории капитализма, но в значительной степени охватывает более широкую проблематику философии культуры, цивилизации, эпохальных переворотов в мировоззрении и т.д. Внешним признаком, отличающим Т. м. от других теорий сусп. развития, социально-филос. концепция современности, которая сформировалась на восьмом представлении о истор. развитие. Центральная идея этой концепции о том, что М. увеличивает индивидуальную свободу, предстоит еще нем. класс, философии. Ранним аналогом базовой для Т. м. дуальной типологии "традиция - современность" есть различия у К.Маркса "архаичной" ("первичной" и "вторичной" формации, где традиционные природные отношение как непосредственные, личные противопоставляются сусп. материально-вещественным отношением, которые основываются на господстве частной собственности, что освобождает индивида от принадлежности к ограниченной "естественного" общества через механизмы товарного обмена, разделения труда и т.д.
Дуальная типология "традиция - современность" по-разному осмислювалась Ф. Тьоннісом ("община - общество"), Е. Дюркгеймом ("механическая - органическая солидарность"), Мейном ("статус - договор") и др. философами и социологами, в частности М. Вебером, который сформулировал концепцию растущей рационализации общества. Именно рационализация обусловливает освобождение личности. По мнению М. Вебера, оно является освобождением от традиционного образа жизни. К веберівської концепции тяготеют дальнейшие филос. исследования, которые дают развернутую систему класс. Т. м. Традиционным партикулярному ценностям во многих концепциях противопоставляются рационализированы универсальные ценности; тотальности традиционной сознании противопоставляются плюралістичність, конфликтность сознания современной. Необходимыми составляющими М. в экон. сфере общ. свободный рынок в социальной - гражданское общество, в полет.-демокр. система и правовое государство.
Пример вторичной организации, однако, свидетельствует об относительной независимости экон. развития от жестко определенных форм идеологии и полит, организации зап. общества. Он возможен в условиях различных нац. традиций, которые нет необходимости ломать, потому что они помогают снять угрозу социальной дезорганизации. Индивидуальная свобода может проявляться не только в отказе от традиции и ее преодоления, но и в рациональном ее принятии и использовании.
Определенный интерес представляют тєхнол. определение М., которые учитывают количество потребления энергии на человека (У. Мур, Д. Медоуз и др.), количественное соотношение неживых и живых источников энергии (Г. Леви) и т.п. Хотя такой подход умышленно упрощает проблему, до определенного предела он полезен, поскольку дает возможность точных измерений, проверок и сравнений. Результаты этих исследований зависят от того, что выбирают критерии сравнений.
В целом М. все больше рассматривается в современных Т. м. как противоречивый процесс, тяготеющий к конфликтам не только на этапе становления, но и на уровне развитых стран.