ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ В СОЦИОЛОГИИ - две качественно отличные уровни понятийного отражения действительности. Понимания социологом отношения между эмпирической, активно отражающей сознанием и социальной реальностью и ее теорет. узаг. является основой истинности познания.
Теоретическое - это то, что определяет постановку проблемы соціол исследования, осмысления цели, основной подход к объекту Теория же и завершает соціол. исследования, устанавливает в процессе анализа эмпирических данных определенные закономерности. Теория выполняет основные методол. функции: ориентировочную (применяется при выборе фактов, формулировании гипотез); прогнозирующую (дает возможность получить логический вывод); класифікуючу (классифицирует и систематизирует факты).
Эмпирическое - это первая, начальная ступень познания. На уровне эмпирического познания происходит отбор и описание фактов, осуществляется такое их внимание., за которого факты предстают в виде системы определенных зависимостей.
В течение длительного времени в истории соціол. мысли эмпирика и теория были отделены друг от друга, а понимание их взаимосвязи практически исключало возможность истинного и достоверного познания. Лишь отдельные социологи признавали их диалектическая взаимосвязь. Даже в течение нескольких последних десятилетий существовали два противоположных направления в социологии, которые в своих крайностях сменяли друг друга: упор делался либо на "чистую эмпирик", или на "большую теорию". Так, во II мировой войне в амер. и частично зап. европейской социологии господствовал узкий эмпиризм, которому присуща категорическое требование однозначных, точных, верифицированных результатов, культ детальных фактов, цифр, фетишизация анкет, метода и процедур сбора информации.. Это приводило к тому, что не методы исследования определялись спецификой реальности, которая изучалась, а наоборот, проблематика исследования пристосовувалась той техники сбора информации, которая была в распоряжении социолога. Такой подход определял ориентацию на мікросоціол. проблемы без учета основных социокультурных явлений сусп. жизни.
Уже в 60-х гг. распространилась критика описательности и подчеркивалась необходимость синтеза в социологии, Стремясь избавиться от эмпиризма и дать общ. картину социальной действительности, социологи создают сложные формалистические конструкции, теорет. построения из большого количества категорий и понятий. Так возникли "большие теории", которые Ч.Р. Милз охарактеризовал как "магический лабиринт". Эти теории остались на уровне наиболее общ. утверждений и, конечно, не могли приблизиться к реальным проблемам жизни общества XX ст.; они не были в состоянии проникнуть в сущность проблем своей эпохи. Фетиш фактов было заменено фетишем понятий, терминов и категорий.
Следует отметить, что зап. социологи в попытках разрешить противоречия между теорет. и эмпирическим создали большое наследство, который заслуживает внимания и оценки. Социологи сосредоточили свои усилия прежде всего на совершенствовании техники сбора информации, на попытках формализации и проверки рабочих гипотез, техн. обработке собранных данных. В наследство от эмпиризма остались формалистические конструкции" тщательно скомпонованы, но неоднородные схемы понятий, определения, типологии, терминологические конвенции и др.
Современной социологии больше всего не хватает теорет. систематизации разрозненных фактов, узаг. законов и определений. Именно это не позволяет стать ей в полной мере как теорет., так и эмпирической дисциплиной. Предпосылкой же наук, систематизации, установления законов (что адекватно отражают сусп. реальность в ее динамике) есть такая теорет.-методол. ориентация, которая позволяет преодолеть однобокость субъективных подходов и учесть роль сусп. отношений в социальных процессах, их причинная связь с индивидуальным и сусп. мышлением.