Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ - многомерный разновидность наук, теоретизирования; способ вывода, интерпретации и концептуализации знаний, генерализации идей, создание теорий в социологии, который основывается на определенных познавательных технологиях, методол. доктринах, опыты, стратегиях и канонах, інтерпретативних схемах, смысловых контекстах (полях) и филос.-гносеол., мировоззренческих, социокультурных, классовых, ідеол,, методических и др. основе (позициях) социолога-теоретика. Результатом Т. с. являются понятия, категории, гипотезы, принципы, постулаты, концепции, теории, системы, комплексы, группы, а также способность социологии к саморефлексии. Последняя невозможна без Т. с. и вне его, поскольку именно оно формирует самые высокие уровни методол. сознания социологии, которые позволяют ее теорет. саморефлексии, самопознания. Т. с. имеет для социологии то же значение, что и способ философствования для философии.

Т. с. - очень неоднородный процесс, в нем различают следующие уровни: низший (эмпирический), средний, высший, наивысший (синтетическое метатеоретизування, общ. соціол. теория). Критерий этого различения - качественные различия результатов Т. с. по степени их абстрактности. В частности, на низшем уровне Т. с. создаются эмпирические теории, суждения, утверждения о фактах (обозначение, описание, узаг., систематизация). Средний уровень - концептуализация и организация знаний в мікротеорії, теории "среднего радиуса действия" (Г. Мертон), отраслевые теории. Высший уровень Т. с. дает общ. и макротеорії. Наконец, высший уровень - это уровень всезаг. соціол. теории общества. Этой теории, которая к тому же была бы общ. признанной в современной социологии нет (можно указать лишь на определенные попытки теоретизирования в направлении к ней, напр., материалистическая концепция понимания истории и общества К. Маркса, парсонсівський синтез, метасинтез). В зависимости от логического пути, который проходит Т. с., оно делится на аналит. (диференціююче) и синтетическое (синтезуюче), интегративное. Первое, опираясь на общ. теорет. принципы, концептуализирует знания, творит теории менее общ. уровня абстракций и с более узкой предметной основой. Оно идет от целого к частям, от общего к частному, поэтому важнейшим его элементом выступает определенный руководящий общ. принцип. Второе, наоборот, движется от конкретного к общ., от менее общ. и синтетичного к более общ., создавая целое из элементов (напр., микро - и макросинтез, генерирование в междисциплинарных областях соціол. знания и т.д.). Для него главными ориентирами нередко выступают наук, идеалы, парадигмальные стратегии, опыты, каноны, теорет. традиции школ и др. Еще больше разнообразит процесс Т. с. существующими школами в социологии, каждая из которых производит свой стиль Т. с. Даже особенности мышления, концептуальные способности и приемы основателей школ - "харизматических интеллектуалов" (Дж. Александер) - сказываются на них, определяя их методол., дискурсная установки, наук, идеалы, границы абстрагирования и т.д. В этой связи можно говорить о общ. стиль Т. с., напр., дюркгеймівської (на основе "соціологізму"), франкфуртской (постулаты "крит. теории"), фрейдистской (постулаты сублимации, вытеснения, контроля и др.) школ и т. д. Некоторым соціол. школам, течениям, социологам присуще Т. с. по аналогии: напр., с естественной, физ. реальностью - концепции "социальной физики", социальной энтропии, социальной энергии и др.; с биол. реальностью - концепция и образ общества как социального организма Г. Спенсера и др.; с театром - концепции играющего социального актера Е. Гоффмана, А. Шюца, Г. Гарфинкеля и др.

Различается академ., что характеризуется фундаментальными чертами, канонізаціями, большими школами, наук, идеалами, комплексностью исходных позиций теоретиков, и специализированное, "узкое" Т. с., которое нередко имеет прикладную направленность. Особый тип Т. с. - выводной, інтерпретативний, что существует на почве осмысления и переосмысления класс, и неклас. соціол. концепций, когда они экстраполируются на новую социальную реальность, совершенствуются или ревизуются, или когда из них выводятся новые выводы путем их переконструирования или разработки нео - и посттеорій (неофункціоналізм, неомарксизм, постмодернизм и др.). За наиболее общ. критериям (социальная направленность, познавательные технологии, методол. основы, теорет. традиции, категориально-понятийный аппарат, комплекс генерализованных знаний) в современной социологии можно выделить такие базовые способы (стили) Т. с.: позитивист., функціоналіст., структуралист., феноменол., модернист., диалектико-материалист. (марксист.). Каждый из них характеризуется определенной гносеол. способностью (познавательным потенциалом), методологией, соответствующими методиками (если они разработаны), внутренней композиційністю, архитектоникой теорий, понятной системой, вне генералізування и уровнями абстрагирования и т. д. Эти способы Т. с. взаимодействуют между собой через дискурс, полемику их разработчиков и сторонников. Именно на них и "стоит" вся теорет. сооружение современной соціол. науки, в которой пока что преобладает общ. теорет. хаос, чем системность й упорядоченность, хотя интегративные процессы, тенденции к синтезу и организации набирают силу, особенно в амер. социологии, где формируется еще один базовый тип Т. с. - метатеоретизування.