Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ПТИЦЫ

 

УРОК № 48

 

Тема. Разнообразие птиц.

Цель: ознакомить учащихся с разнообразием птиц, рассказать о некоторых ряды птиц.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать разнообразие птиц и представителей рядов птиц.

Базовые понятия и термины: разнообразие птиц.

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

 

Ход урока

 

І.Організаційний этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

Перечислите известны ли вам названия птиц. Как вы думаете, почему этот перечень небольшой?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Возможно, школьники назовут много видов птиц, но надо обратить внимание на то, что разнообразие птиц значительно больше.

1. Ряд Воробьинообразных

Ряд Воробьинообразных охватывает более 5000 видов птиц. Около 63 % видов птиц, населяющих Землю, принадлежит к этому ряду. Больше всего их в лесах теплых и жарких широт.

Воробьинообразных - это птицы средней и мелкой величины. Самый крупный представитель отряда - ворон имеет массу 1100-1600 г, а некоторые нектарниц 3-4 г.

Снаружи воробьинообразных птицы очень разнообразны. Клюв у них разной формы, чаще более-менее прямой, но бывает и длинный изогнутый, иногда короткий массивный, иногда треугольный, сплющенный сверху вниз, с широким разрезом рта.

Большинство видов воробьинообразных птиц связана с древесной и кустарниковой растительностью. Некоторые из них, например пищухи, поползни, ко рольки и др., проводят почти все жизнь на деревьях. Некоторые (ласточки) могут быть названы жителями воздух. Наземных видов относительно немного (жаворонки, кроме волчка; трясогузки, каменки, чеканы). Воробьинообразных - моногамные нагніздні птицы. Птенцы у них обсыпаются из яиц беспомощными, слепыми, брили или покрытыми редким пухом. Выкармливают птенцов, за редким исключением, оба родителя.

еда воробьинообразных птиц разнообразна. Некоторые виды всеядны (ворону), другие питаются растительной пищей, и только птенцов выкармливают насекомыми, большинство видов насекомоядных.

2. Ряд Гусеподібні

Гусеподібні - крупные и средней величины птицы, реже меньшего размера. Крупный представитель ряда - лебедь-шипун - достигает массы 13 кг, мелкий - чирок-свистунок - 200-300 г.

В связи с водным образом жизни тело в гусевидных плотное, валикоподібної формы, с удлиненной, а иногда и очень длинной шеей, что облегчает добывание пищи из-под воды. Ноги четырехпалые, умеренной длины, чуть отставлены назад. Передние три пальцы относительно длинные, соединены плавательной перепонкой, задний - короткий, находится выше уровня передних. Клюв обычно сплющенный и широкий, покрытый тонкой чувствительной кожей, что переходит на вершине в твердое роговое утолщения, так называемый «ноготок».

По земли многие из гусевидных передвигается плохо, ходят переваливаясь с стороны на сторону, и только гуси и казарки могут довольно быстро бегать. Зато гусеподібні, как правило, прекрасно плавают и ныряют, оставаясь под водой до 3,5 мин. и погружаясь на глубину до 40 м.

Жизнь птиц этого ряда тесно связано с водой. Населяют они самые морские и внутренние водоемы, в которых добывают пищу, или же кормятся на их побережьях. Много видов, населяющих холодные и умеренные широты, регулярно совершают дальние сезонные перелеты.

Гнездятся гусеподібні основном отдельными парами, реже - разреженными колониями. Гнезда располагаются чаще всего вблизи водоемов в траве, в береговых зарослях, на заломах тростника, иногда на воде, в дуплах, в земляных норах или углублениях среди скал. Гусеподібні относятся к выводковым птицам. Птенцы выклевываются покрыты пухом и через несколько часов, как только обсохнут, способны плавать, нырять, бегать и самостоятельно кормиться, находясь при этом под присмотром самки или обоих родителей. В случае опасности последние самоотверженно их защищают.

еда в гусевидных достаточно разнообразна. Некоторые из них питаются исключительно животными - рыбой, ракообразными, насекомыми, донными моллюсками и т.п, которых добывают, погружаясь в воду.

Гусеподібні имеют большое значение как предмет любительской охоты. Они дают ценное мясо, высококачественное перо и пух, пуховые шкурки. Ряд видов одомашнен, что в значительной степени повышает хозяйственную значимость ряда.

3.Ряд Кукушки

Кукушки - птицы средних размеров. Наиболее мелкие виды по величине уступают шпакам, самые большие имеют размер крука. Распространены кукушки по всему земному шару, их нет только в Антарктике и Арктике. Больше всего кукушек в жарких странах. На острове Суматра, например, известно 25 видов кукушек.

Некоторые виды, гнездящиеся в умеренных широтах, - перелетные, другие оседлые или кочующие. Образ жизни кукушек чрезвычайно разнообразен: есть виды, которые всю жизнь проводят среди крон деревьев и очень редко, лишь на короткое время, спускаются на землю; чисто наземные виды, живущие на кустарниковых равнинах, в степях и полупустынях. Согласно этого есть виды, которые хорошо летают, есть виды, приспособлены исключительно к лазанию по ветвям и почти всю жизнь проводят на деревьях, а некоторые виды хорошо бегают по земле. Большинство видов кукушек питается насекомыми, некоторые из них поедают и мелких пресмыкающихся.

4.Ряд Соколиноподібні

Ряд включает около 290 видов птиц среднего и крупного размера: от кондора (общая длина 110-115 см, размах крыльев более 3 м, масса 10-12 кг) к сокола-крошки (общая длина 14-15 см, масса 35 г).

Для всех видов хищных птиц характерен крепкий, загнутый крючком клюв, основа которого покрыта голой ярко окрашенной (обычно в желтый цвет), тем якобы полакованою кожей - восковицею, где открываются наружные отверстия ноздрей. Ноги умеренной длины (кроме длинноногого птицы-секретаря), но очень сильные, с серповидно изогнутыми острыми когтями.

Распространены соколиноподібні по всему свету: их нет только в Антарктике и на некоторых океанических островах. В северных и умеренных широтах большинство видов являются перелетными, а часть видов осела и кочует вне сезона размножения. Продолжительность жизнь соколиноподібних довольно значительная. Большие орлы, кондоры и грифы доживают в природе примерно до 50 лет, небольшие орлы, коршуны, канюки, ястребы и т. и. живут 15-25 лет, мелкие ястребы и соколы - 5-15 лет.

Гнездятся один раз в год, кондоры и некоторые орлы - через год. Гнезда устраивают обычно на деревьях, иногда в дуплах, на скалах, на земле. Нередко занимают готовые гнезда (например, все настоящие соколы), построенные представителями других видов хищных птиц, врановых, цапель и т. п. Как правило, та же пара из года в год занимает ту же гнездовую участок.

Высиживает яйца главным чрном самка, самец подменяет ее лишь на непродолжительное время. Большие виды высиживают почти 2 месяца, виды средней величины - примерно месяц. Птенцы появляются хорошо опушенные и зрячие, но нуждаются в кормлении, обогреве и защите от врагов.

Соколиноподібні ведут дневной образ жизни (отсюда их прежнее название - дневные хищные птицы), только некоторые из них охотятся в сумерках. Большинство соколиноподібних соответствует второй названии ряда - хищные птицы. Они плотоядные, то есть кормятся в основном позвоночными животными: млекопитающими, птицами, рептилиями, амфибиями, которых добывают активным охотой. Но среди них немало видов (особенно мелких соколов), которые охотятся почти исключительно на насекомых. Грифы, кондоры и каракари питаются падалью.

Эпоху возрождение переживает сейчас охота с ловчими птицами, начало которого достигает глубокой древности. Достоверное изображение сокольничего с охотничьим соколом найдено при ведении раскопок Хорса - бада на Среднем Востоке, процветал за 750 лет до нашей эры. В Европе расцвет соколиной охоты пришелся приблизительно на XII-XVII вв., а упадок - на конец XIX ст. В Киевской Руси охота с ловчими птицами известно по крайней мере с X в. В Средней Азии с беркутами охотились, вероятно, еще раньше. В качестве ловчих птиц использовали, главным образом, соколов (кречет, сапсан, шахіи, балабан, лагар, дербник), ястребы (тетеревятник, ястреб Купера, перепелятник), а в Азии также орлов (беркут).

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники рассматривают рисунки на с. 203-207, знакомясь с разнообразием птиц.

Потом они читают текст о ряды птиц на с. 204-207.

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 1-4 на с. 208.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 70-71].

V.Самостійна работа учащихся

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 208, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 46, ответить на вопросы 5-7 после параграфа на с. 208.

В тетради [3, с. 70-71] выполнить задание.