Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Стилистика украинского языка

Стилистическая важность синонимов

 

Рациональное из всех взглядов пользования синонимами возможно только при условии полного понимания их сущности - семантико-структурной и фонетической.

Синонимы (греч. synonymos - одноименный) - слова (изредка сочетания слов), которые тождественны или близки по своей семантикой, но отличаются материально, то есть звуковым составом.

Это різнозвучні языковые единицы. Например, слова смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, доблестный, героический фонетически разные, но объединенные общей семантикой - бесстрашный, готов осуществить даже подвиг. Одновременно каждый из этих прилагательных имеет свой особый оттенок в лексическом значении: человека, которая не побоялась темного вечера пойти на реку через кладбище, можно назвать смелой, отважной, бесстрашной, но не героической, то есть этими словами выражено лишь те признаки, которые исключительно большой силы приобретают только в слове героический: Ярине шел пятнадцатый год, именно в таком возрасте героические поступки пьянят воображение, как хорошо вино (П. Панч); ср.: Славная жизнь у него. Поэтому он и Герой Украины.

Несколько синонимов, объединенных по своим лексическим значением в отдельную группу, называют синонимическим рядом, или синонимическим гнездом. Чтобы правильно отнести лексическую единицу к того или иного синонимического ряда, нужно найти ключевое слово, которое стилистически наиболее нейтральное, наименее эмоционально окрашенное, найуживаніше и в словарях синонимов подается первым: сильный - всесильный, сильный, крепкий, мощный, сильный, могучий, здоровый, двужильный, стожильний, полновесное и др. Все синонимы этого ряда объединены общим основным значением (тот, кого характеризует большая физическая и моральная сила). В то же время каждый из приведенных синонимов индивидуально неповторимый своим семантико - стилистическим оттенком, через неодинаково проявляет себя в разных стилях языка: сильный - который имеет большую физическую силу (о человеке, животном); всесильный - имеет неограниченную власть, силу, влияние; крепкий - который трудно поддается разрушению, порче (его трудно сломать, разбить и т.д.); мощный - который имеет большую физическую силу; могучий - имеет большую власть, влияние; могучий - то же, что и могучий, но с большим оттенком торжества; здоровый - крепкого строения; двужильный - выносливый; стожильний - очень выносливый (о сильную, выносливую человека); полновесное - полный силы, энергии и др.

Один из синонимов отличается от другого частотностью употребления и неодинаковой эмоциональностью. Например, слово глаза общеупотребительное, не имеет каких-то особых стилистических оттенков, а синонимы к нему значеннєво и стилистически индивидуализированные: вирла (выпуклые, выпученные глаза) - згрубіле; балухи, баньки, слепыши, слипы, слепни - вульгаризмы; бельма - пренебрежительное; зрение, зарницы - то же, что глаза, но эти лексемы употребляются изредка, в определенной степени переносно, к тому же зарницы - слово с оттенком торжества.

С выразительной эмоциональностью воспринимаются синонимы-старославянизмы - лексические, фразеологические или только фонетические заимствования из старославянского языка. их используют преимущественно с стилистической целью - чтобы придать рассказу торжества или наполнить ее иронии т.д. Немало старослов'янізмів у Шевченко в поэзии: всуе, да свершиться, на прю, овчі шкуры и др.; Сегодня в Софии Карловны гостят мадам Шило... и преподобная Лукерия (О. Гончар).

Синонимические ряды чаще всего формируются словам какой-либо одной части речи. По такому признаку, как полная или частичная лексико - семантическая общность между синонимами одного ряда, принято выделять следующие группы синонимов: безвідносні (абсолютные), относительные, синтаксические, контекстуальные, фразеологические.

Безвідносні (абсолютные) синонимы. Лексически они однозначны, но различаются стилистически: одни употребляются чаще, другие - реже, эти синонимы также характерные для различных стилей речи; неодинаковым может быть и эмоциональную окраску безотносительных синонимов: инфинитив - неозначена форма глагола; ассимиляция звуков (преимущественно в вузовском преподавании) - уподобление звуков (в школьном использовании); путь - путь - дорога; экспорт - вывоз; будущий - грядущий; интенсифицировать - усиливать и др. Например, существительное биография характерный для официально-делового стиля, а жизнеописание чаще используется в публицистике; литераторы, художники предоставляют предпочтение слову пейзаж, географы - ландшафт, а в художественных произведениях.

Антонимический ряд слов формируется только тогда, когда оба слова (антонимы), будучи полностью семантически противоположными, все же имеют некую общность, ибо указывают:

- на наличие или отсутствие определенного признака: расцвет - упадок, веселый - грустный, языковой - позаказный, народный - антинародный;

- на начало действия или состояния или их прекращение: включить электролампочку) - выключить, заснуть - проснуться, зацвести - відцвісти, зайти - выйти;

- на больший или меньшее проявление признака (больше - меньше): далекий - близкий, большой - малый, широкий - узкий, жара - мороз, усложнять - облегчать, поздно - рано;

- на возраст: молодой - старый, современный - прошлый;

- на пространство: север - юг, восток - запад, левый - правый, широта - долгота, горизонтальная - вертикальный;

- на вкусовые ощущения: сладкий - горький, крепкий - сухой;

- пол: мужчина - женщина, отец - мать, парень - девушка, певец - певица;

- на интеллектуальные, морально-этические и эстетические свойства личности: умный - глупый, щедрый - скупой, дружественный - враждебный, жестокий - нежный, любить - ненавидеть.

Больше всего антонимов среди существительных (начало - конец, радость - горе), прилагательных (острый - тупой), глаголов (нагревать - охлаждать). Совсем мало антонимов среди местоимений (все - никто, всякий - никакой) и предлогов (от - до, под - над).

Антонимами не бывают:

- собственные имена существительные: Николай, Елена, Львов, Украина и др.;

- существительные, обозначают конкретные предметы: стол, окно, рука, сталь, море, вино и др.;

- все числительные: один, девять, пятьсот и др.;

- большинство местоимения: я, он, этот и т.п.;

- отраслевые (языковедческие, химические и т.д.) сроки, среди них и узкоспециальные: фонема, аффикс, союз, раствор и др.;

- прилагательные: голубой, зеленый, красный, мамин и др.;

- глаголы: копать, читать, мастерить и т.д.

Отдельную группу составляют контекстуальные антонимы. Например, только в определенных предложениях

слова черный - хрупкий, землянка - изба могут толковаться как антонимы: У мужичка руки черные, в госпожа рученьки хрупкие; В мужика землянка сырая, у господина хата на помосте (Леся Украинка).

Антонимы относятся к важных и оригинальных художественно-изобразительных средств языка. их стилистические функции широкие, разветвленные. Антонимами формируется антитеза - речевой оборот, высказывание, в котором резко противопоставляются мнения, явления, черты характера, поведения лица т.п. с целью усиления впечатления от сказанного - сказанного или написанного. Поэтому антонимы широко используются в художественном, научном, публицистическом и других стилях языка; совсем ограниченно прибегают к ним в официально-деловом речи, а также и в народном творчестве: И любовь, и гнев в том гомоне морском (Г. Рыльский); Даже трудно рассказать, что за беду стало в крае - люди мучились, как в аду, господин наслаждался, словно в раю. Господин гулял у себя в замке, в ярме стонали люди (Леся Украинка); Ложь стоит на одной ноге, а правда на двух (Нар. творчество).

Итак, антонимы составляют довольно многочисленную группу лексем - семантически контрастных, противоположных, в то же время широко применяемых и стилистически выразительных, в основном наснажених очевидной эмоциональностью.