Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия мир человека

Коммуникативная природа человеческого бытия

Монологічність и диалогичность как отличительные черты человеческого мира

Человеческое бытие принципиально коммуникативную. И прежде всего эта коммуникативность характеризуется діалогічним взаимосвязи "Я" и "Ты". Осмыслению диалогической связи "Я" и "Ты" посвятили свои размышления такие выдающиеся фигуры на европейском философском небосклоне, как Л. Фейербах, В. Дильтхей, М. Шелер, М. Бубер, М. Бахтин и другие. Однако решающую роль сыграл Л. Фейербах, открыв "Ты" и то, что только через связка "Я" и "Ты", в основе которой лежит взаимность и любовь, можно подойти к раскрытию как сущности человека, так и человеческой природы и способа бытия человека в мире.

М. Бубер различает два вида отношений человека к миру: "Я-Оно" и "Я-Ты". Бубер исходит из фундаментального тезиса о том, что при этом речь идет не только о две формы коммуникации, но и о два определяющих измерения человеческого бытия, ибо никто не может существовать сам по себе, отдельно от других людей. Следовательно, именно через коммуникативное измерение можно подойти к постижению как целостного человеческого бытия, так и, в частности, к постижению сущности познания как человеческого познания, к постижению истины.

Первое измерение коммуникации - отношение "Я-Оно" - необходимый, основополагающий измерение. Это мир обыденных человеческих забот, мир техники, предпринимательства, пользование, научно-технических разработок, социальных поисков и экспериментов, мир в значительной степени внешних для нас вещей (когнитивно-прагматический мир). И в то же время это мир межчеловеческого взаимодействия, без которой невозможна никакая успешная социальная и производственная деятельность.

С другой стороны, в системе только такого общения человек становится вещью среди вещей и не может вырваться за рамки своих ролевых функций. Это тот мир, который атомізує ее и направляет на уединение, отчуждение от всех других, выделяет, искажает и замыкает на себе человеческое бытие и человеческое естество. Но последнее по самой своей природе не является таковым, оно является многомерным, объемным, неоднозначным, экзистенциально напряженным. И только когда это естество реализуется адекватно, то есть опять же во всей своей многовекторности, которая исключает однозначную заданность, личность состоялась. В противном же случае, т.е. в ситуации возведения всех коммуникативных отношений лишь к "Я-Оно отношение", можно говорить только о утилитарные формы общения, соразмерные монологическом миру, которые ведут лишь к расцвету индивидуализма как явления, не менее однобокого и угрожающего, чем коллективизм в крайних репрессивных формах его существования. Причем это явление - явление нарциссизма - имеет широкий спектр проявлений, начиная от индивидуальной и кончая национальной самовлюбленностью.

Поэтому и возникает необходимость перейти к "Я-Ты - отношение", к диалогического коммуникативного связи, который определяет не только сферу непосредственно языковой коммуникации, но и всю совокупность человеческих отношений, то есть сферу інтерсуб'єктивного, взятого на всех его уровнях и подуровням: міжіндивідуальному, культурной, социальной, межэтнической, правовом, этическом и т.д. Именно в диалогическом общении раскрывается тайна "Другого", а следовательно "диалог является синонимом взаимного творчества, взаимного обогащения людей и конкретизацией, настоящим воплощением інтерсуб'єктивності. В настоящем диалоге люди творят друг друга и, одновременно, свою совместную жизнь, не теряя индивидуальности"1. Именно в диалоге, благодаря ему происходит актуализация пение - бытия людей, именно благодаря ему появляется принципиально важный феномен полноценного человеческого существования - встреча, благодаря которой пересекаются человеческие судьбы и происходит взаимопроникновение микрокосмов человеческих миров. И именно через диалог, как реализацию в самой жизни полноценных человеческих отношений, отрабатывается один из важнейших механизмов цивилизованного обустройства бытия современного человека, а именно - осуществляется на практике минимизация отчуждения в нынешнем обществе, которое часто атомізує человеческое бытие, делает человека одиноким и брошенным.