Основы философских знаний
Раздел первый ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения
Французские материалисты.
Начиная с середины XVIII в. во Франции сформировалась плеяда мыслителей-просветителей, многие из которых стали выдающимися представителями материализма. Среди них Жульен Офре де Ламетри, Клод Адриан Гельвеций, Поль Анри Гольбах, Дени Дидро и др., хотя их философские взгляды во многом отличались, но в материализме французских мыслителей много общего.
Материализм имел ряд особенностей: во-первых, материализм механистический, что соответствовало тогда духу эпохи Просвещения, поскольку из всех наук наиболее развитой считалась механика. Эта черта нашла отражение в том, что все формы движения материи сводились к механистической и разъяснялись законами механики. Жульен Ламетри даже распространил механицизм и на понимание человека, считая ее своеобразной машиной, во-вторых, материализм имел метафизический характер, который заключался в понимании развития как движения по замкнутому кругу, как количественных изменений, которые имеют не внутренние, а внешние источники. Но уже Дени Дидро стремился преодолеть механицизм и метафізичність в понимании развития, утверждал, что и неподвижное в пространстве тело находится в движении, то есть развивается, меняется, отстаивал идею самодвижения материи, пытаясь объяснить внутренней противоречивостью материи. Дени Дидро обосновал идею непрерывности развития и изменений на всю природу, в том числе и на человека, высказал мысль о единстве материи и сознания. В-третьих, французские материалисты являются воинствующими атеистами. Однако, в понимании общества остались на идеалистических позициях, хотя в вопросе о возникновении общества склонялись к натурализму, развивали теорию общественного договора и естественного происхождения государства. Французские материалисты совместно с другими философами - просвітниками сыграли большую прогрессивную роль в преодолении пережитков феодализма и религиозного клерикализма, утверждении принципов гуманизма, решении философских и практических проблем человека и условий его жизни.