Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 4

РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ СОБСТВЕННЫМ УМОМ

Поль Анри Гольбах

(1723-1789)

«Вселенная - это богатое единения всего сущего, повсюду являет нам только материю и движение»



Знаменитый французский философ родился в городке Едесхайм (Германия) в довольно богатой семье, которая имела возможность дать ребенку приличное образование. Обучение химии в Лейденском университете вернуло мировоззрение юноши в сторону материализма и атеизма. Переехав в Париж, Гольбах открывает собственный философско-культурологический салон, что уже через короткое время становится местом воспалительных дискуссий философов-энциклопедистов. Он знакомится с Дидро, другими известными философами и природодослідниками, принимает активное участие в подготовке «Энциклопедии». Для этого издания Гольбах написал 375 статей.

Главный труд философа - «Система природы» (ее еще называют «Библией материализма») - является обобщенным изложением идей эпохи Просвещения. Материя и движение, пространство и время, необходимость и случайность, причина и следствие - эти фундаментальные категории материализма получили в Гольбаха мощное научное и философское обоснование.

Гольбах подходит к осмыслению проблемы материи и духа как центральной философской проблемы Нового времени и выделяет два противоположных направления - натуралистический и спиритуалистический. Он также конкретизирует и обосновывает учение о субстанции, подчеркивая, что субстанцией может быть только материя вечна, бесконечна и самопричинна.

У Гольбаха мы находим одно из первых определений материи: материя - это то, что, действуя на наши органы чувств, вызывает ощущения. Гольбах также подчеркивает единство материи и движения. Движение является способом существования материи, который не сводится к простому механическому перемещению, а включает также физико - химические и биологические изменения, которые проявляются в рождении, росте, расцвете, старении и умирании живых существ. Гольбах различает внешнее движение, что чувственно воспринимается как определенное изменение в пространстве и времени, и внутреннее, скрытое движение, зависящее от свойственной телам энергии, то есть от их сущности, от сочетания, действия и противодействия невидимых молекул материи, из которых состоят тела. Этот «молекулярный» движение он рассматривает как процесс, который происходит постоянно и непрерывно и вызывает качественные преобразования в телах. Гольбах подчеркивает, что в телах действуют внутренние силы действия и противодействия, как единство противоположностей стимулируют процесс движения, то есть он близко подошел к пониманию движения как самодвижения. В относительном покое тел Гольбах видит результат взаимного уравновешивания противоположно направленных сил. Он пытается даже в статических взаимодействиях обнаружить проявление внутренней активности материи.

Благодаря органическом единстве материи и движения Вселенная, по мнению Гольбаха, выступает как необъятный, безграничный и непрерывная цепь причин и следствий. Причина, с его точки зрения, это тело или существо природы, что побуждает к движению другое тело или осуществляет в нем качественные изменения, а следствие - это сами изменения, осуществляемые каким-нибудь телом в другом с помощью движения.

Основой закономерностей природы Гольбах считает детерминизм, возведенный им в причинно-следственных взаимосвязей. Универсальную естественную причинность он понимал как процесс взаимодействия между причиной и следствием, відмежовуючись от одностороннего ее трактовка, которое признавало активность за причиной. Однако и сам Гольбах не избегал односторонности в понимании Природы. По его мнению, в природе все изменения, все действия подчиняются только необходимости, случайность же исключается. В природе действует вечный, неизбежный, необходимый порядок или неизбежный связь причин действия с производными от них действиями.

Человек тоже, будучи частью природы, подчиняется этим универсальным необходимым закономерностям. Все ее поступки подчинены фатальности, ничто в ней, как и в природе в целом, не является случайным. Человек считает себя свободным, поскольку не замечает истинного мотива, который побуждает ее к действию. Чтобы быть счастливым, человек должен познать свою природу и действовать в соответствии с ней. Незнание же своей природы и природы мира ведет к рабству и не счастье.

Труд «Система природы» начинается горькой констатацией, что человек несчастен. Рабство, деспотизм В общественной жизни, все конфликты и недостатки, социальное зло с продуктом невежества, незнание человеком своей природы. Задача этого труда Гольбах определяет как открытие единственно правильного пути к счастью.

Чтобы быть счастливым, человек должен вернуться к природе, которой она отреклась через свое невежество. Итак, чтобы достичь счастья, нужно адекватно познать природу мира и природу человека. В мире же нет ничего, кроме материи, способом существования которой является движение. Универсальным же законом материального движения, по мнению Гольбаха, является закон инерции. Все в природе, в том числе и человек, подчиняется этому закону. В человеческой жизни этот закон проявляется в том, что каждый человек стремится к самосохранению, отстаивает свое бытие и пытается продолжить его в бесконечность и вечность. Далее Гольбах делает вывод, что каждый человек согласно своей природы пытается удовлетворить свои собственные личностные интересы, именно в этом проявляется самосохранения. Нет других двигателей, других мотивов деятельности, кроме собственных интересов. Сделайте так. чтобы человек видел в общественном интересе свой личностный интерес, и тогда только сумасшедшие будут аморальными, считает философ. Следовательно, подчеркивает Гольбах, единственным возможным путем к счастью является познание природы и создание соответствующего законодательства, которое бы учитывало природу человека, его стремление к самосохранению как проявление универсального закона инерции и основывалось на органическом единстве и согласовании личностных и общественных интересов. Это единственный путь утверждения в обществе принципов Разума и Справедливости.

Резкой критике подвергает философ деспотические формы правления. Его идеал - просветительская монархия. И хотя Гольбах не отрицает возможность революционного свержения деспотии, справедливое государственное устройство должно основываться на общественном договоре, в соответствии с которым каждый гражданин обязуется служить общему благу, получая от общества помощь и защиту.

Известны также атеистические взгляды великого философа. По его мнению, религию создали страх, обман и невежество. Церковники - это рыбаки, писал философ, которые любыми средствами мутят воду, чтобы расставить свои сети и ловить рыбу в мутной воде. Бога нет, считал философ. Представление о Боге составляется путем сочетания элементов, принципиально исключают друг друга. Познание природы автоматически приведет к отказу от идеи Бога, к уничтожению религии, ликвидации привилегий священнослужителей.