Соціопсихічна подструктура личности содержит в себе психические компоненты личности, которые сформировались преимущественно во время социализации и обеспечивают ее движение в социальном пространстве и времени. К соціопсихічної подструктуры личности входят опыт, характер и направленность.
Опыт
ОПЫТ - это знания и навыки, которые человек приобретает в процессе социализации. Сюда также относятся умения, привычки, ценности, социальные установки и т.д.
Приобретается опыт протяжении социализации. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор. Наряду с биологическими мотивами, которые зависели от непосредственного восприятия среды, возникали высшие, «духовные» мотивы и потребности, высшие формы поведения, обусловленные способностью абстрагироваться от непосредственных влияний среды.
Вместе с двумя источниками поведения (наследственно закрепленной программой и собственным опытом индивида) возникло третий источник, что формирует человеческую деятельность, - передача и постижения общественного опыта. Одним из решающих факторов удовлетворения этой важной социальной потребности была речь, что стала формой существования сознания.
Опыт является важным психическим, которое влияет на развитие личности и ее психики. В процессе усвоения знаний, навыков, умений, культурных и национальных ценностей, способов производства, всей совокупности социальных отношений человек проявляет активность, осознает окружающий мир и себя в нем. Через деятельность она участвует в разных системах связей и отношений, определенным образом воздействуя на них, становится творцом чего-то нового. Однако человек сам становится объектом воздействия всех перечисленных компонентов. Эта обратная связь имеет моделирующий характер: усваивая социальный опыт, человек развивает свою личность. Итак, опыт становится специфическим психическим, которое объективироваться в психике и влияет на функционирование других ее подсистем. Уже новое внутреннее психическое личности объективироваться в созданных им предметах материальной и духовной культуры, а также в поступках.
Каждый человек, каждое поколение опирается на опыт предыдущего, продвигаясь вперед. Процесс приобретения опыта неотъемлемый от усвоения ею социальных ролей. Такая роль означает социальную функцию конкретной личности, определенную модель ее поведения. Она зависит от усвоенных и осознанных социальных норм, ожиданий, отношений, совокупности взаимоотношений и т.д. Количество ролей, которые выполняет человек, зависит от тех социальных групп и видов деятельности, в которых она принимает участие. Но чем больше социальных ролей исполняет она, то больше приобретает социального опыта. Через опыт формируется отношение к жизни, труду, другим людям, Родине, народу, долгу и т.д. Он также влияет на направленность личности в социальном пространстве и времени.