Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Раздел 11.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

 

11.2. Формы государственного кредита

 

Государственный кредит может быть внутренним и внешним.

Внутренний государственный кредит выступает в таких формах: государственные займы, превращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы (рис. 11.1).

Государственные займы как основная форма внутреннего государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Облигация - наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока вернуть и сумму долга.

Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Номинальная стоимость указывается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству в временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей, зависит от целого ряда факторов. К их числу, в частности, относят величину номинального процента по облигации, насыщенность рынка государственными ценными бумагами, состояние хозяйственной конъюнктуры, уровень доверия населения к правительству.

По своей сути облигации государственного займа является особой формой фиктивного капитала. Действительно, если источником дохода по ценным бумагам предприятий является вновь созданная стоимость, то проценты за государственными бумагами выплачиваются за счет доходов бюджета, поскольку средства, полученные по государственным займам, как правило, не инвестируются в производство, а идут на финансирование бюджетного дефицита Инвесторы в государственные ценные бумаги становятся собственниками части будущих налоговых и неналоговых поступлений в бюджет государства. В этом и заключается специфичность государственного фиктивного капитала, которая приводит, в конечном итоге, к увеличению налогового бремени. Поэтому сущность государственного займа можно определить как налог, взятый заранее (антиципований налог).

 

 

 

Рис. 11.1. Формы государственного кредита

 

Казначейские обязательства (векселя) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты).

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения как особую форму государственного кредита.

Превращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблігаційних займов. В нашей стране сейчас это достигается через приобретение Сбербанком государственных ценных бумаг.

Использование государством средств ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не ограничивая эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита экономически не оправдана и вызывает инфляционные процессы.

Казначейские ссуды как форма государственного кредита выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. В нашей стране эта форма государственного кредита пока используется не очень активно.

Отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на других условиях и в других целях. Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента. Они возможны в случае финансовых затруднений предприятий и хозяйственных организаций через их особое положение на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Казначейские ссуды не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

В отдельных случаях правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенной органами власти и управления низшего подчинения или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по ней. В этих случаях речь идет об условном государственном кредите - гарантированные займы. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае

неплатежеспособности плательщика. Некоторое время Украина выдавала гарантии и соглашалась брать на себя обязательства по расчетам, в первую очередь за поставки нефти и нефтепродуктов, газа и других энергоносителей. Признание государством такой задолженности реально переносит долги из фактических должников на все население. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Произошло четкое разграничение государственных финансов и финансов предприятий, а гарантии предоставляются лишь на условиях платности, срочности, имущественного обеспечения и встречных гарантий, полученных от других субъектов.

Международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения получают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Странам, которые терпят значительные экономические и финансовые трудности, внешние займы могут предоставляться на льготных условиях.

Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, предоставления продовольственной помощи.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Получателями займов могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти. Кредиторами могут быть финансово-кредитные учреждения и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, международные финансовые институты, иностранные государства и их группировки. К их числу относятся Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, государства Европейского сообщества. Все проекты, на которые могут быть предоставлены ссуды этими организациями, подразделяются на четыре группы: проекты макроэкономической стабилизации экономики страны - заемщика; проекты структурных преобразований в определенных секторах экономики; инвестиционные проекты; проекты технической помощи. Кредиты международных финансовых организаций предоставляются на выгодных условиях под низкие проценты (5-7 % годовых) на срок до 20 лет. Займы стран Евросоюза в основном посредством развития странам, осуществляющих рыночные преобразования, и получение дохода не имеет первоочередного значения. Погашение займов и выплата процентов по ним может происходить после окончания льготного периода, который предоставляет отсрочку погашения займа на 3-5 лет после использования кредитных средств.

Наибольшую сложность для государства как в плане роста внешней задолженности, так и в плане использования кредитов составляют займы, полученные от иностранных коммерческих структур под гарантию правительства. Эти кредиты, как подтверждает опыт многих стран, имеют самые низкие показатели по эффективности использования.

Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме (например, кредиты государств поставщиков энергоносителей). Как правило, они бывают среднесрочными или долгосрочными. Денежные займы предоставляемые в валюте страны-кредитора или в свободно конвертируемой валюте. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой.