Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Приложение 9

 

РЕШЕНИЕ

Заседание Общественного совета по вопросам научно-технической,

инновационной деятельности и интеллектуальной собственности при

Министерстве образования и науки Украины

 

15 июля 2008 года г. Киев

 

О состояние и проблемы технологических

парков Украины

 

Заслушав и обсудив доклад члена Общественного совета, директора ООО “Технопарк ИЭС им. Е.А. Патона” А.А. Мазура “Состояние и проблемы технологических парков Украины”, Общественный совет решил:

 

1. Взять информацию А.А. Мазура к сведению, отметив, что для сохранения и обеспечения эффективной деятельности технопарков в Украине, принятия соответствующих решений на государственном уровне, необходимо:

- восстановить вексельную оплату НДС при импорте оборудования, материалов и комплектующих с целью надлежащего выполнения проектов технопарков в соответствии с действующим Законом Украины о технопарки;

- Верховной Раде Украины ускорить принятие Закона о внесении изменений в действующий Закон о технопарках, который был рассмотрен в июле 2007 года в первом чтении.

 

2. Рекомендовать Министерству образования и науки Украины обратиться с соответствующими предложениями в Кабинет Министров Украины, в частности относительно необходимости возобновления работы технопарков на основе законодательства, действующего на начало 2005 года.

 

Председатель Общественного совета В.П. Повар

 

Секретарь Общественного совета А.Г. Красовская

 

Анализ состояния и проблем инновационной деятельности

технологических парков Украины

 

Рассмотрено и одобрено на очередном заседании Общественного Совета руководителей технопарков Украины (г. Симферополь, 18-19 июня 2008г.)

 

Инновационная Украина

Специфической особенностью инновационной деятельности является повышенный уровень затрат при разработке инноваций, а также значительные расходы и высокий уровень риска при выводе инновационной продукции на рынок. Поэтому во всех без исключения странах государство обеспечивает комплекс мероприятий по поддержки инновационной деятельности.

В Украине все правительства и президенты провозглашают инновации как один из важнейших стратегических факторов государственной идеологии социально - экономического развития страны и обеспечения ее национальной безопасности, который утвержден в законодательном порядке.

Научно-техническая общественность с глубоким удовлетворением восприняла инновационную направленность программы нового правительства „Украинский прорыв: для людей, а не политиков”, в том числе необходимость обеспечение развития инновационных структур-технопарков и других форм объединение усилий науки и производства.

Однако, государственная политика, т.е. реальная деятельность органов власти, прямо противоположная этой идеологии. Был заблокирован Закон о специальном режиме деятельности технопарков. Более поздний его вариант со значительно урезанными для технопарков возможностями практически не выполняется. Так и не вступил в действие Закон об инновационной деятельности, что имеет на отличие от элитарного Закона о технопарках более демократичный характер. Постоянно уменьшаются объемы государственной поддержки научной и научно-технической деятельности.

В результате такой политики государства за время существования Украины как самостоятельного государства:

- в 3 раза снизилась численность работающих в инновационной сфере. В то же время в США и Западной Европе их количество увеличилась в 2 раза, в Юго-Восточной Азии - в 4 раза.

- в 2,3 раза уменьшилась количество исследователей в технических науках. В то же время в 5,6 раза увеличилось количество исследователей в политических науках, в юридических в 3 раза;

- в 12 раз уменьшилось освоение выпуска новых видов техники;

- в 7 раз упала доля інноваційноактивних предприятий:

1990 г. - 56 % 2005 г. - 9,8 %

1995 г.- 19 % в 2006 г. - 9,4 %

2003 г. - 11,5 % 2007 г. - 8,2 %

2004 г. - 10 %

Для сравнения - средняя величина этого показателя в России составляет 10 %, в ЕС 53 % и колеблется от 73 % (Ирландия) до 16,9 % (Польша).

- прирост ВВП за счет внедрения новых технологий в Украине составляет 0,7 %, тогда же в розвш иси іих краії ых этот показе ик достигает 60 Ч - 90%.

В целом Украина занимает в Всемирном рейтинге инноваций 39-е место, а в рейтинге конкурентоспособности - предпоследнее 176-е место, что совсем не соответствует ее реальному научному потенциала.

Эти показатели были бы еще хуже, если бы в в 1999 году не были созданы технопарки - единственный реально функционирующий сегодня в Украине и строго контролируемый государством вид инновационных структур.

 

Итоги деятельности технопарков

Результаты работы технопарков за прошедший период убедительно опровергают мнение о технопарки, которая навязывалась ранее общественном сознания, как о „дыру в бюджете”, где „никто ничего не делает, не платит налоги, а льготы гребут лопатой”.

Выполнение 108 инновационных проектов позволило технопаркам за прошедший период создать стабильно действующие производства конкурентоспособной инновационной продукции, постоянно наращивали объемы выпуска и перечисления в бюджет и внебюджетные фонды.

Летний выпуск инновационной продукции по проектам технопарка вырос в 16,7 раза (с 0,18 млрд. игры. в 2001 г до 3 млрд. грн. в 2007 г.), то есть среднегодовой темп роста объемов производства составил около 50 %.

Всего за этот период было реализовано 11,4 млрд. грн. инновационной продукции, из которых более 14 % - за рубежом. Положительный баланс внешнеэкономической деятельности технопарков превысил 396 млн. грн. (1223 млн. грн. - импорт, 1619 млн. грн. - экспорт).

Технопарки стали не только существенным фактом инновационного развития национальной экономики (2001 - 1,1 %, в последние годы - более 8 % выпуска инновационной продукции промышленности), но и реальным источником наполнение бюджета. За время существования технопарков перечисления в бюджет и государственных целевых фондов составили 839 млн. грн., что значительно превышает все виды государственной поддержки за этот период (477 млн. грн.). Бюджетной баланс деятельности технопарков (разница отчислений в бюджет и всех видов господдержки) составил +362 млн. грн. Обеспечен также положительный внешнеторговый баланс (+396 млн. грн.)

После окончания действия спецрежима по большинству проектов продолжается выпуск продукции и поступления в бюджет и внебюджетных фондов, намного превышают использованную при выполнении проектов технопарков государственную поддержку.

Создано 3,1 тыс. новых рабочих мест. Если считать, что для создания одного рабочего места нужно не меньше 50 тыс. игры., то дополнительный экономический эффект составляет 155 млн. грн.

Реализована в Украине модель „технопарка без стен” по отзывам международных экспертов соответствует современным тенденциям развития технопарков. Высокая экономическая эффективность такой модели позволяет обеспечить показатели, превышают показатели традиционных технопарков. Так например, в Китае считается нормальным, когда на 1 юань государственной поддержки технопарки выпускают 6 юаней инновационной продукции. В проектах российских технопарков этот показатель находится на уровне 10 рублей. Украинские технопарки по результатам 2000-2007 выпустили на 1 гривну господдержки 18,5 гривен инновационной продукции.

Необходимо отметить, что приведенные выше положительные результаты деятельности технопарков были достигнуты в основном за счет проектов принятых в 2000-2004 годах в условиях действующего на то время законодательства о технопарках.

Все выполняемые в технопарках проекты соответствуют законодательно утвержденным инновационным приоритетам и приоритетным направлениям деятельности конкретных технопарков. Проекты эти включают, как правило, все этапы инновационного цикла от фундаментальных и прикладных исследований и разработок до организации производства и выхода продукции на рынок, а также имеют необходимый степень патентной защиты в странах - потенциальных потребителях инновационной продукции. Как пример, можно привести ряд проектов, выполняемых ведущими технопарками Украины:

Технопарк ИЭС им. Есть. О. Патона:

- впервые в мире высокочастотное сварки мягких живых тканей. На сегодняшний день в Украине успешно прооперировано более 10 тыс. больных. Американские специалисты назвали этот проект «прорывом в хирургию XXI века», работа получила Государственную премию Украины, защищена патентами Украины, США, Австралии;

- лучшие в мире машины для стыковой контактной сварки высокопрочных рельсов скоростных железных дорог, занимают лидирующее положение на мировых рынках и защищены 42-мя патентами. Выигран тендер на реконструкцию железных дорог Китая;

- не имеют аналогов в мировой практике технологии выплавки высококачественных сварочных флюсов, что позволяет наполовину заменить дефицитную и дорогую импортную сырье шлаковыми отходами отечественной металлургии; 70 % продукции идет на экспорт;

- современное энергосберегающее оборудование для дуговой сварки, более 70 % которого идет на экспорт.

Технопарк института монокристаллов:

- современные медицинские гамма-камеры для отечественной системы здравоохранения;

- высоко чувственные монокристаллические детекторы для контроля багажа и груза при таможенном досмотре, а также для контроля уровня радиации, обнаружения радиоактивных материалов;

- гамма современного энергосберегающего компрессорного оборудования для шахт и промышленных пи дприємств.

Технопарк Института полупроводников:

- разработка и организация выпуска отечественных энергосберегающих (в т.ч. светодиодных) источников света.

Технопарк вместе с другими технопарками выступил инициатором создания Государственной научно-технической программы „Энергосберегающие светодиодные источники света и осветительные системы на их основе”.

 

Проблемы отечественных технопарков

К сожалению, на сегодняшний день технопарки остаются единственной, реальнодіючою в Украине формой инновационной деятельности. Разговоры о создании в стране национальной инновационной системы так и остаются разговорами.

Вдвойне приходится сожалеть с того, что в результате изменений законодательства, (практически полного исключения из него каких-либо мер государственной поддержки инновационной деятельности), а также вследствие широкой кампании вытеснение технопарков с экономической и общественной жизни страны, условия деятельности технопарков было резко ухудшено. В течение 2005, 2006 и практически всего 2007 года не было принято ни одного нового проекта технопарков.

„Техническая ошибка Правительства” (по определением Президента Украины) только в деятельности технопарков нанесла стране убытков в размере более 100 млн. грн.

В марте 2006 года экономические статьи в Законе о технопарках были частично восстановлены, но их практическое не было обеспечено. Более того, блокирование деятельности технопарков в прямое нарушение действующего законодательства стало нормой.

Предусмотренное бюджетом 2007 года финансирование инновационной деятельности Госинвестициями Украины было использовано в основном на финансирование обычных инвестиционных проектов. К технопарков дошли только 3 % выделенных сумм. Не решены эти вопросы и в бюджете 2008 года.

В результате вышеизложенного И в квартале 2008 г. специальный режим деятельности технопарков практически сведено к нуля:

- прерван естественный ход непрерывной разработки и утверждения проектов;

- количество действующих проектов технопарков уменьшилось в 7 раз (с 108 до 16);

- произведено почти весь ресурс ранее утвержденных проектов;

- реализация инновационной продукции в рамках спецрежима в сравнении с i кварталом 2007 г. уменьшилась в 3,6 раза (с 560 до 155 млн. грн.);

- поставки на экспорт уменьшились в 2,6 раза (с 80 до 31 млн. грн.);

- платежи в бюджет и государственных целевых фондов уменьшились в 11,1 раз (с 63,3 до 5,7 млн. грн.);

- отчисления на спецсчета технопарков уменьшились в 36,7 раза (с 6,6 до 0,18 милл. грн.);

- имеют место невозврат НДС за прошлые годы, начиная с 2004-го;

- в нарушение действующего Закона о технопарки, таможней отменено вексельная форма оплаты НДС при таможенном оформлении импортных поставок для выполнение проектов технопарков. Будучи весьма незначительными в общем объеме вексельных операций на таможне (в 2007 г. технопарками было оформлено векселей НДС при ввозе на сумму 18,3 млн. грн., с них погашено 9,2 млн. грн.), для технопарков таможенные векселя НДС на сегодняшний день является основной формой государственной поддержки их деятельности. Ее ликвидация имеет для технопарков не только экономический, но и психологический эффект, подтверждает репутацию государства, как ненадежного партнера.

Сейчас в Технопарках накоплен необходимый задел по целой серии проектов, которые решают на высоком научном уровне важны народнохозяйственные задачи. Здесь следует отметить уже упомянутый Технопарк института полупроводников с его исследованиями в области светодиодных источников света, Технопарк Института монокристаллов, который развивает наряду со своей основной тематикой проблемы широкого внедрения микроволновых технологий.

Технопарк „ ИЭС им. Есть. О. Патона” подготавливает проекты по экологически чистой переработке опасных и высокотоксичных (в т.ч. медицинских) отходов с использованием высокотемпературных плазменных технологий; проекты по созданию магнитных нанорідин для медицины и использования сварочных технологий в микрохирургии. Перспективным является проект по созданию функциональных и конструкционных наноматериалов и покрытий, в т.ч. для аэрокосмической техники. В этом же технопарке подготовлен проект разработки и создания отечественного производства комплекса современной путевой техники, что позволит обеспечить строительство и эксплуатацию железнодорожных дорог с собой цельносварную колеей. Выполнение проекта даст возможность обеспечить безаварийные перевозки на скоростях 140-160 (а в дальнейшем до 200 км/ч), что необходимо для надежной работы транзитного коридора Восток-Запад.

Государственная поддержка при выполнении этих проектов в рамках технопарков может существенно ускорить их выполнение. В другом случае сроки выполнения проектов возрастут в 1,5 -2,0 раза, а выполнение некоторых вообще станет невозможным.

Руководители предприятий и организаций наученные горьким опытом необоснованных претензий фискальных и правоохранительных органов к участникам технопарков, имея богатый инновационный потенциал, опасаются подавать проекты на регистрацию, выжидают, когда умные и правильные положения программы Украинского прорыва превратятся на столько же умные и правильные действия Правительства, его министерств и ведомств.

Ситуация в технопарках требует неотложных решений. Если в ближайшее время не принять кардинальных мер по нормализации работы технопарков, нормативно-законодательного регулирования их деятельности и наведения порядка в практике работы соответствующих государственных органов, единственные реально работающие в стране инновационные структуры прекратят свое существование, несмотря на декларации Правительства о приверженности к инновационному пути развития экономики Украины.

К числу таких решений, на нашу мнению, можно отнести следующие неотложные меры оперативного порядка:

- внести в бюджет 2008 г. и после дующие годы целевое финансирование проектов технопарков в виде компенсации процентов по кредитам в сумме до 150 млн. игры., поручив реализацию выделенного финансирования Министерству образования и науки;

- обеспечить возможность вексельных расчетов с ТТДВ при оформлении таможенных грузов, как это предусмотрено действующим законодательством;

- обеспечить возмещение технопаркам задолженностей по возвращение ТТДВ;

- способствовать принятию в Верховной Раде изменений к действующему Закону о технопарках, которые год назад прошли первое чтение и недавно были рекомендованы Комитетами ВР по экономической политике и по науке и образования ко второму чтению и принятию в целом;

- оперативно внести изменения в соответствующие постановления Кабмина, которые обеспечивают выполнение нового Закона. К их утверждения позволить пользоваться ранее действовавшими Постановлениями в части, не противоречащей положениям нового Закона;

- упростить ныне действующую систему рассмотрения и экспертизы проектов, что имеет практически запретительный характер;

- сократить до необходимого минимума неоправданно раздутую отчетность о деятельности технопарков;

- наладить регулярную работу Рабочей группы по технопарков при Министерстве образования и науки Украины и Комиссии по вопросам технопарков и других инновационных структур Кабинета Министров Украины;

- не ограничивать срок действия специального режима деятельности технопарков 15-ю годами. Нигде в мире не существует такого ограничения. Всемирно известная «Силиконовая долина» в США функционирует уже более 50 лет и никто не ставит вопросов о ее закрытии. В то же время необходимо оставить сейчас действующие ограничения по срокам использования специального режима при выполнении конкретных проектов Технопарка (5 лет), предусмотрев возможность продления этого срока до 7 лет для особо важных проектов с длительным сроком выполнения;

- обеспечить дальнейшее совершенствование методов государственной поддержки деятельности технопарков, поставив ее в прямую зависимость от научно-технических, экономических и социальных результатов выполняемых проектов.

Дальнейшее развитие технопарков является необходимым, но не единственным условием инновационного развития страны. Необходимо реализовать целый ряд стратегических мер по созданию национальной системы, в том числе:

- разработать и ускорить внесение в парламент проекта Концепции создания и развития инновационной системы Украины, а также проекта Государственной программы инновационного развития Украины в 2008-2015 гг. и далее до 2025 г.;

- адаптировать национальное законодательство к нормам и правилам Соглашений ВТО с целью внедрения механизмов государственного субсидирования высокотехнологичного сектора экономики (субсидии регионального развития, субсидии на проведение НИОКР, субсидии на программы реструктуризации, и т.д.), в т.ч. Соглашения «О субсидии на компенсационные меры» (о политике субсидирования мероприятий и инвестиций в будущее);

- ускорить передачу Верховной Рады проекта Налогового кодекса Украины, в котором предусмотреть предоставление ряда фискальных преференций субъектам инновационной деятельности;

- ввести в составе Государственного бюджета Украины отдельную бюджетную программу «Бюджет инновационного развития», в которой ежегодно предусматривать расходы на «Государственный заказ на инновационную продукцию», «Развитие инновационной инфраструктуры», «Государственной поддержку деятельности технологических парков»;

- обеспечить развитие пилотного научного парка «Киевская политехника», как нового вида структуры, привлекает к инновационной деятельности научный и педагогический потенциал высшей школы;

- организовать в высших учебных заведениях, в первую очередь в НТУУ „КПИ” подготовку специалистов со специальности «инновационный менеджмент», создав соответствующие кафедры;

- организовать систему последипломной подготовки инновационных топ - менеджеров, в т.ч. для работы в технопарках, научных парках, технологических бизнес-инкубаторах;

- организовать систему повышение квалификации и переподготовку государственных служащих, работающих в сфере инновационной и инвестиционной деятельности;

- разработать и реализовать пилотные проекты создания технологических бизнес-инкубаторов, в том числе частных, разработать нормативно - законодательную базу их функционирования и мероприятий государственной поддержки;

- ввести в государственный оборот понятие «высокотехнологичные кластеры», разработать нормативно-законодательную базу их функционирования и меры государственной поддержки;

- на всех уровнях государственного управления обеспечить действенный общественный контроль за выполнением положений законодательства в сфере

инновационной деятельности и повышения ответственности государственных служащих за выполнение своих служебных обязанностей;

- создать при Верховной Раде Украины консультативный совет по вопросам инновационной деятельности, включив в нее ведущих ученых и специалистов-практиков в этой области деятельности.

 

Вывод

 

О наличии негативных тенденций, системных недостатков и потенциальных угроз, которые сложились в сфере инновационной деятельности, свидетельствуют не только практика последних лет деятельности украинских технопарков, но и выводы Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады (письмо № 04-23/9-282 от 25.03.08 г.), выводы межведомственной комиссии по вопросам научно-технологической безопасности при Совете национальной безопасности и обороны Украины, Национального института проблем международной безопасности Совета национальной безопасности и обороны Украины (письмо № 8/ 3-1445-10 от 16.04.08 г.), решение парламентских слушаний, проведенных Комитетом по вопросам науки и образования Верховного Совета (протокол № 14 от 16.04.08 г.).

О необходимости усовершенствования инновационной деятельности в стране, и в частности , о дальнейшем развитии технопарков, говорится в программе нынешнего правительства „Украинский прорыв: для людей, а не для политиков”: Однако конкретные действия правительства имеют противоположную направленность.

Рассмотрев на своем заседании (18-19 июня т. г.) ситуацию, которая сложилась в технопарках, Общественный Совет руководителей технопарков Украины считает необходимым заявить, что она полностью поддерживает мнение Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Совета, а также Комитета по вопросам науки и образования о том, что „негативные явления в инновационной сфере приобретают необратимый характер и представляют собой угрозу технологической и экономической безопасности Украины, что требует принятия неотложных мер как со стороны высшего политического руководства страны, так и органов исполнительной власти на всех уровнях”.

Для кардинальных решений проблемы сохранения и обеспечения эффективной деятельности технопарков Общественный совет считает:

- должна быть восстановлена нормативно-законодательная база работы технопарков, действовавшей до 1 января 2005 года, которая учитывала мировой опыт, национальные условия и обеспечивала как интересы государства, так и интересы технопарков;

- по аналогии с передовыми странами в законодательном порядке должно быть принято решение, которое запрещает какие-либо изменения законов или подзаконных актов, которые ухудшают условия инновационной деятельности;

- государство, независимо от изменений политического состояния в стране, должна обеспечить стабильность действующего инновационного законодательства и его неукоснительное выполнение всеми министерствами, ведомствами и другими органами.