Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Приложение 10

 

Об утверждении Государственной целевой экономической программы "Создание в Украине инновационной инфраструктуры"

на 2009 - 2013 годы

 

Постановление № 447 14.05.2008, Кабинет Министров Украины

 

Кабинет Министров Украины постановляет:

Утвердить Государственную целевую экономическую программу "Создание в Украине инновационной инфраструктуры" на 2009 - 2013 годы (далее - Программа), которая прилагается.

Министерству образования и науки, Министерству финансов и другим центральным органам исполнительной власти, определены ответственными за выполнение Программы, Совете министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям предусматривать во время формирования проектов государственного и местных бюджетов на 2009 - 2013 годы расходы на выполнение Программы исходя из их возможностей.

Министерству экономики включать ежегодно по представлению Министерства образования и науки определенные Программой задача, показатели и меры соответствующих разделов проекта Государственной программы экономического и социального развития Украины на соответствующий год.

Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям подавать ежегодно до 10 февраля Министерству образования и науки данные о ходе выполнения Программы для информирование до 15 марта Кабинета Министров Украины.

 

Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко

 

 

УТВЕРЖДЕН

постановлением Кабинета Министров Украины

от 14 мая 2008 г. N 447

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

"Создание в Украине инновационной инфраструктуры" на 2009 - 2013 годы

 

Общая часть

Утверждение инновационной модели развития - один из важнейших системных факторов пи двищення уровня конкурентоспособности национальной экономики и национальной безопасности государства.

Инновационная инфраструктура в Украине является функционально неполной, недостаточно развитой. Она не охватывает все звенья инновационного процесса.

В инновационной среде практически отсутствуют венчурные фонды и центры трансфера технологий. Не поддерживается должным образом деятельность изобретателей, рационализаторов, научных работников, имеющих завершенные научно-технические разработки. Не в полном объеме используются образовательный и научный потенциал, прежде всего высших учебных заведений, в сфере информационно-коммуникационных, высоких наукоемких технологий, а также информационные ресурсы системы научно-технической и экономической информации, в частности базы данных технологий, научно-технических достижений.

Не определен механизм стимулирования создание инновационной инфраструктуры.

 

Цель Программы

Целью Программы является создание в 2009 - 2013 годах в Украине инновационной инфраструктуры, способной обеспечить эффективное использование отечественного научно-технического потенциала, повышение уровня инновационности и конкурентоспособности национальной экономики.

Прогнозные объемы и источники финансирования Программы указаны в паспорте Программы, приведенном в приложении 1.

 

Пути и способы решения проблемы

Инновационная инфраструктура состоит из производственно-технологической, финансово-экономической, нормативно-правовой, территориальной и кадровой подсистемы.

Развитие в Украине инновационной инфраструктуры может осуществляться по следующим вариантам:

- сохранение существующего подхода к развития инновационной инфраструктуры;

-развитие финансово-экономической подсистемы инновационной инфраструктуры как недостаточно развитой;

-развитие производственно-технологической подсистемы инновационной инфраструктуры с постепенным внедрением отдельных элементов финансово - экономической подсистемы.

Сохранение существующего подхода к развития инновационной инфраструктуры приведет к появлению новых проблем в сфере инновационной деятельности и дальнейшей деформации структуры национальной экономики.

Учитывая высокие коммерческие риски инвестирование в указанную сферу, значительные финансовые затраты, длительный срок окупаемости инвестиций необходимо обеспечить финансовую поддержку инновационной деятельности путем первоочередного формирования финансово-экономической подсистемы как недостаточно развитой.

 

Однако следует отметить, что эффективность функционирования финансово - экономической подсистемы зависит от развития разветвленной производственно - технологической подсистемы, которая формирует сетевую модель управления инновационным развитием на макро-, микро - и территориальном уровне.

Производственно-технологическая подсистема включает базовую и вспомогательную инфраструктуру. К базовой инфраструктуры относятся субъекты, обеспечивающие развитие научно-технологического и инновационного потенциала страны (научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, государственные лаборатории, лаборатории промышленных предприятий и т.д.), а вспомогательной - субъекты, обеспечивающие процессы внедрения инноваций на всех стадиях (консультативные, информационные и лизинговые компании, венчурные фонды и т.д.).

Особого внимания заслуживает формирование вспомогательной инфраструктуры, поскольку по сравнению с базовой она недостаточно развита и комплексно сформирована.

Формирование целостной производственно-технологической подсистемы будет способствовать обеспечению инновационной сферы всеми видами посреднических услуг, в частности:

- трансфер технологий от собственника научной разработки до потребителя;

- обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности;

- проведение экспертизы инновационных, научно-технических проектов;

- оказание услуг в сфере метрологии, стандартизации, контроля за качеством;

- информационно-консультационное обеспечения инновационной деятельности, трансфер технологий, коммерциализация интеллектуальной собственности;

- подготовка, переподготовка, повышение квалификации предпринимателей в области инновационной деятельности, интеллектуальной собственности и трансфера технологий.

Полнота и функциональность производственно-технологической подсистемы обеспечит результативность инновационного процесса и эффективное использование финансовых ресурсов.

Исходя из изложенного, оптимальным вариантом развития инновационной инфраструктуры является развитие производственно-технологической подсистемы с созданием отдельных важнейших элементов других подсистем, что будет способствовать созданию условий для ускоренного внедрение инноваций даже в условиях ограничения бюджетного финансирования.

 

Развитие производственно-технологической подсистемы осуществляется по следующим приоритетам:

- создание целостной инновационной инфраструктуры на базе научных учреждений и высших учебных заведений;

- поддержка и развитие инновационных малых предприятий;

- создание инновационной инфраструктуры на региональном уровне с одновременным обеспечением межрегиональной координации;

- оптимизация и расширение сети центров информационно - консультационной поддержки инновационной деятельности;

- развитие инфраструктуры кадрового обеспечения инновационной деятельности.

 

Для развития производственно-технологической подсистемы необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу, в частности относительно соответствия требованиям целостности, комплексности и системности в области научно-технологического, инновационного развития и предпринимательской деятельности, а также разработать соответствующее методическое обеспечения.

Для обеспечения функционирования производственно-технологической подсистемы создаются отдельные элементы финансово-экономической, нормативно-правовой и кадровой подсистемы.

Для решения проблемы необходимо выполнить задачи и мероприятия, указанные в приложении 2.

 

Ожидаемые результаты

Выполнение Программы даст возможность:

- обеспечить функционирование инновационной инфраструктуры поддержки малого инновационного бизнеса;

- обеспечить развитие сети новых элементов инновационной инфраструктуры (инновационных центров, центров трансфера технологий, научных парков, региональных инновационных кластеров, инновационных бизнес-инкубаторов и т.п.), в которую будут входить около 400 единиц, в результате чего будет создано более 10 тыс. новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов;

- увеличить до 10 тысяч количество субъектов малого предпринимательства, реализующих инновационные проекты;

- повысить не менее чем на 5 % инновационную активность промышленных предприятий;

- ускорить темпы производства инновационной продукции не менее чем на 20 %;

- привлечь около 7 млрд. грн. инвестиций для реализации инновационных проектов.

Ожидаемые результаты выполнения Программы приведены в приложении 3.

 

Объемы и источники финансирования

Финансирование Программы осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов, а также инвестиций предприятий и организаций, грантов международных организаций. Ориентировочный объем необходимых для выполнения Программы финансовых ресурсов составляет около 280,35 млн. гривен, в том числе за счет средств государственного бюджета - около 104,25 млн. гривен.

 

Объемы расходов на выполнение предусмотренных Программой мероприятий ежегодно уточняются с учетом возможностей государственного и соответствующих местных бюджетов.

Приложение 1. Паспорт Программы.

Приложение 2. Задачи и мероприятия.

Приложение 3. Ожидаемые результаты выполнения Программы.