Приложение 10
Об утверждении Государственной целевой
экономической программы "Создание в Украине инновационной
инфраструктуры"
на 2009 - 2013 годы
Постановление № 447 14.05.2008, Кабинет
Министров Украины
Кабинет Министров Украины
постановляет:
Утвердить
Государственную целевую экономическую программу "Создание в Украине инновационной
инфраструктуры" на 2009 - 2013 годы (далее - Программа), которая прилагается.
Министерству образования и науки,
Министерству финансов и другим центральным органам исполнительной власти,
определены ответственными за выполнение Программы, Совете министров Автономной
Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным
администрациям предусматривать во время формирования проектов государственного и местных
бюджетов на 2009 - 2013 годы расходы на выполнение Программы исходя из их
возможностей.
Министерству экономики включать
ежегодно по представлению Министерства образования и науки определенные Программой задача,
показатели и меры соответствующих разделов проекта Государственной программы
экономического и социального развития Украины на соответствующий год.
Министерствам, другим центральным
органам исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, областным,
Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям подавать ежегодно
до 10 февраля Министерству образования и науки данные о ходе выполнения Программы для
информирование до 15 марта Кабинета Министров Украины.
Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко
УТВЕРЖДЕН
постановлением Кабинета Министров
Украины
от 14 мая 2008 г. N 447
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
"Создание в Украине
инновационной инфраструктуры" на 2009 - 2013 годы
Общая часть
Утверждение инновационной модели
развития - один из важнейших системных факторов пи двищення уровня
конкурентоспособности национальной экономики и национальной безопасности государства.
Инновационная инфраструктура в Украине
является функционально неполной, недостаточно развитой. Она не охватывает все звенья
инновационного процесса.
В инновационной среде практически
отсутствуют венчурные фонды и центры трансфера технологий. Не поддерживается
должным образом деятельность изобретателей, рационализаторов, научных работников, имеющих
завершенные научно-технические разработки. Не в полном объеме используются
образовательный и научный потенциал, прежде всего высших учебных заведений, в сфере
информационно-коммуникационных, высоких наукоемких технологий, а также
информационные ресурсы системы научно-технической и экономической информации,
в частности базы данных технологий, научно-технических достижений.
Не определен механизм стимулирования
создание инновационной инфраструктуры.
Цель Программы
Целью Программы является создание в 2009 -
2013 годах в Украине инновационной инфраструктуры, способной обеспечить эффективное
использование отечественного научно-технического потенциала, повышение уровня
инновационности и конкурентоспособности национальной экономики.
Прогнозные объемы и источники
финансирования Программы указаны в паспорте Программы, приведенном в приложении 1.
Пути и способы решения проблемы
Инновационная инфраструктура
состоит из производственно-технологической, финансово-экономической,
нормативно-правовой, территориальной и кадровой подсистемы.
Развитие в Украине инновационной
инфраструктуры может осуществляться по следующим вариантам:
- сохранение существующего подхода к
развития инновационной инфраструктуры;
-развитие финансово-экономической
подсистемы инновационной инфраструктуры как недостаточно развитой;
-развитие производственно-технологической
подсистемы инновационной инфраструктуры с постепенным внедрением отдельных
элементов финансово - экономической подсистемы.
Сохранение существующего подхода к
развития инновационной инфраструктуры приведет к появлению новых проблем в сфере
инновационной деятельности и дальнейшей деформации структуры национальной
экономики.
Учитывая высокие коммерческие риски
инвестирование в указанную сферу, значительные финансовые затраты, длительный срок
окупаемости инвестиций необходимо обеспечить финансовую поддержку инновационной
деятельности путем первоочередного формирования финансово-экономической подсистемы как
недостаточно развитой.
Однако следует отметить, что
эффективность функционирования финансово - экономической подсистемы зависит от
развития разветвленной производственно - технологической подсистемы, которая формирует сетевую
модель управления инновационным развитием на макро-, микро - и территориальном
уровне.
Производственно-технологическая подсистема
включает базовую и вспомогательную инфраструктуру. К базовой инфраструктуры относятся
субъекты, обеспечивающие развитие научно-технологического и инновационного потенциала
страны (научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, государственные
лаборатории, лаборатории промышленных предприятий и т.д.), а вспомогательной -
субъекты, обеспечивающие процессы внедрения инноваций на всех стадиях
(консультативные, информационные и лизинговые компании, венчурные фонды и т.д.).
Особого внимания заслуживает
формирование вспомогательной инфраструктуры, поскольку по сравнению с базовой она
недостаточно развита и комплексно сформирована.
Формирование целостной
производственно-технологической подсистемы будет способствовать обеспечению инновационной сферы
всеми видами посреднических услуг, в частности:
- трансфер технологий от собственника
научной разработки до потребителя;
- обеспечение защиты прав
интеллектуальной собственности;
- проведение экспертизы инновационных,
научно-технических проектов;
- оказание услуг в сфере метрологии,
стандартизации, контроля за качеством;
- информационно-консультационное
обеспечения инновационной деятельности, трансфер технологий, коммерциализация
интеллектуальной собственности;
- подготовка, переподготовка,
повышение квалификации предпринимателей в области инновационной деятельности,
интеллектуальной собственности и трансфера технологий.
Полнота и функциональность
производственно-технологической подсистемы обеспечит результативность инновационного
процесса и эффективное использование финансовых ресурсов.
Исходя из изложенного, оптимальным
вариантом развития инновационной инфраструктуры является развитие
производственно-технологической подсистемы с созданием отдельных важнейших
элементов других подсистем, что будет способствовать созданию условий для ускоренного
внедрение инноваций даже в условиях ограничения бюджетного финансирования.
Развитие производственно-технологической
подсистемы осуществляется по следующим приоритетам:
- создание
целостной инновационной инфраструктуры на базе научных учреждений и высших
учебных заведений;
-
поддержка и развитие инновационных малых предприятий;
- создание
инновационной инфраструктуры на региональном уровне с одновременным обеспечением
межрегиональной координации;
- оптимизация и
расширение сети центров информационно - консультационной поддержки инновационной
деятельности;
- развитие
инфраструктуры кадрового обеспечения инновационной деятельности.
Для развития
производственно-технологической подсистемы необходимо усовершенствовать нормативно-правовую
базу, в частности относительно соответствия требованиям целостности, комплексности и
системности в области научно-технологического, инновационного развития и
предпринимательской деятельности, а также разработать соответствующее методическое
обеспечения.
Для обеспечения функционирования
производственно-технологической подсистемы создаются отдельные элементы финансово-экономической,
нормативно-правовой и кадровой подсистемы.
Для решения проблемы необходимо
выполнить задачи и мероприятия, указанные в приложении 2.
Ожидаемые результаты
Выполнение Программы даст возможность:
- обеспечить функционирование
инновационной инфраструктуры поддержки малого инновационного бизнеса;
- обеспечить развитие сети новых
элементов инновационной инфраструктуры (инновационных центров, центров трансфера
технологий, научных парков, региональных инновационных кластеров, инновационных
бизнес-инкубаторов и т.п.), в которую будут входить около 400 единиц, в результате
чего будет создано более 10 тыс. новых рабочих мест для высококвалифицированных
специалистов;
- увеличить до 10 тысяч количество
субъектов малого предпринимательства, реализующих инновационные проекты;
- повысить не менее чем на 5 %
инновационную активность промышленных предприятий;
- ускорить темпы производства
инновационной продукции не менее чем на 20 %;
- привлечь около 7 млрд. грн.
инвестиций для реализации инновационных проектов.
Ожидаемые результаты выполнения
Программы приведены в приложении 3.
Объемы и источники финансирования
Финансирование Программы осуществляется
за счет средств государственного и местных бюджетов, а также инвестиций
предприятий и организаций, грантов международных организаций. Ориентировочный объем
необходимых для выполнения Программы финансовых ресурсов составляет около 280,35
млн. гривен, в том числе за счет средств государственного бюджета - около
104,25 млн. гривен.
Объемы расходов на выполнение
предусмотренных Программой мероприятий ежегодно уточняются с учетом возможностей
государственного и соответствующих местных бюджетов.
Приложение 1. Паспорт Программы.
Приложение 2. Задачи и мероприятия.
Приложение 3.
Ожидаемые результаты выполнения Программы.