СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
Урок № 49
АНТОНИМЫ. ПАРОНІМИ. ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРОНИМОВ В РЕЧИ
Цель: углубить знания учащихся о синонимах; дать понятие о пароніми; формировать навыки целесообразного использования антонимов и правильного - паронимов; развивать творческие речевые способности; воспитывать вдумчивое отношение к слову и умение эффективно его использовать.
Внутрішньопредметні связи:
Словообразование и стилистика: целесообразное использование языковых единиц.
Морфология: части речи.
Синтаксис: словосочетание, предложение, текст.
Связную речь: виды речевой деятельности.
Міжнредметні связи: художественная литература, русский язык, фольклор.
Тип урока: углубление и усвоение новых знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока
III. Актуализация опорных знаний и умений
► Прочитайте группы слов. По какому принципу они сгруппированы? Чем отличаются синонимы и антонимы между собой? А что в них общего?
Где-юде - формально, на бумаге - юридически.
Восток - запад, прошлый - будущий, радоваться - печалиться.
IV. Углубления и усвоения знаний, умений и навыков
Материал для учителя. Антонимы, как пары слов с противоположным значением, бывают также загальномовні (счастье - горе, вялый - живой, хвалить - ругать, тихо - громко, быстрый - медленный), контекстуальные (Потому что свои боли - пустое. Мировое горе тяжелое. Он надививсь на него и дома, и по мирам (Г. Коцюбинский).
Антонимы выполняют стилистические функции противопоставления и сопоставления (У счастья человеческого два равных есть крылья: Розы и виноград, красивое и полезное (Г. Рыльский), антонімічної иронии (Любит, как волк поросенка).
Антонимы обогащают нашу речь, делают ее точной, образной и яркой.
► Перепишите приведенные пословицы и поговорки. Найдите в них антонимы, объясните их стилистическое значение. К какой части речи относятся использованы антонимы?
1. Молодое орленок и выше старого летает.
2. Слова жирные, а пироги песни.
3. На черной земле белый хлеб родит.
4. Правда и кривда - как огонь и вода.
5. Хорошо говорит, но плохо делает.
6. Слушай тысячу раз, а говори один раз.
Кроме однозвучних слов, имеющих разное значение, т.е. омонимов в языке существуют слова, близкие по звучанию, но разные по своему значению. Такие слова называются паронімами. Например: здравица (заздравный тост) и здравница (санаторий), эффектный (выразительный) и эффективный (продуктивный).
Правильное словоупотребление паронимов обеспечивает точность высказывания.
► Раскройте скобки, выбирая нужное слово. Свой выбор обоснуйте. Запишите предложение.
1. Продавец рассказал о правилах и условиях (эффектного, эффективного) использования кухонного комбайна.
2. Этот земельный (участок, участок) была передана детскому дому.
3. Порядок образования (выборного, избирательного) округа определяется законами о выборах в соответствующие органы.
V. Формирование практических умений и навыков
Тренировочные упражнения
► По образцу подберите и допишите по 2-3 пары антонимов, которые выражают следующие понятия:
1. Пространство: верх - низ, ...
2. Время: день - ночь, ...
3. Чувства: любовь - ненависть, ...
4. Явления природы, состояние: холодно - тепло, ...
5. Состояние, деятельность человека.; работает - отдыхает, ...
6. Социальные явления, положение людей: воля - рабство, ...
7. Названия произведений, заголовки: «Война и мир!» (Л. Толстой).
► Подберите антонимы к существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Составьте 4 предложения (с антонимами с-каждой названной части речи) и запишите. Которое стилистическую окраску придают речи антонимы?
1. Сила, победа, север, начало, развитие, прогресс.
2. Храбрый, далекий, мрачный, дорогой, широкий.
3. Брать, говорить, купить, радоваться, молодеть, светать.
4. Широко, сухо, утром; полезно, ясно, там, туда, рано.
► Перепишите предложения. Подчеркните антонимы и определите их стилистическую роль. К каким частям речи они относятся?
1. Гнев и сожаление, огонь и холод, неистовая радость и горькая тоска вместе охватила Петрово сердце (Панас Мирный).
2. Одна гора високая, а другая низкая... Одна милая далекая, а другая близка (Народная песня).
3. Ни туда - ни сюда (Поговорка).
4. Зерно и камень, суша и вода достойные быть изображены в картине (А. Малышко).
5. Кто высоко летает, тот низко садится (Народное творчество).
► Выразительно прочитайте пословицы, поговорки, шутки. Определите в них скрытое противопоставление, что создает иронию. Запишите (на выбор) 2 предложения, определите их вид.
1. Хороший, как Микитина свита наизнанку.
2. Такой добрый, что в ложке воды утопил бы.
3. Говорил слепой: «Посмотрим!»
4. Она поет, как муха в кувшине.
5. Жалел ястреб курицу, пока всю общипал.
► Переложите на украинском языке. Найдите антонимы, объясните их стилистическую функцию.
ЦВЕТУТ БЕРЕЗКИ
Когда старые березы цветут и золотоеые серьги скрывают вот нас наверху уже раскрытые маленькие Письма, внизу на молодых везде видишь ярко-зеленые листики величиной в дождевую каплю, но все-таки весь лес еще сэрый или шоколадный,- вот тогда встречается черемуха и поражает: до чего листья ее на сэром кажутся большими и яркими (Г. Пришвин).
► Объясните значение представленных созвучных слов - паронимов. Составьте с ними 3-4 предложения. Запишите.
Авторитарный - авторитетный, адресант - адресат, выдающийся, известный, вопросы - вопросы, сборная - сборник - собрание.
► Повяжите каждый прилагательное с соответствующим существительным, что в скобках. Как называются близкие по звучанию, но разные по значению слова?
1. Дымовой, дымный, дымящийся, дымчатый (порох, труба, камень, вулкан).
2. Водный, водянистый, водяной (чернила, путь, жук).
3. Деловой, деловитый (человек, разговор).
4. Особый, личный, личный (присутствие, местоимение, случай).
► Переложите на украинском языке. Проверьте по словарю правильность выбора вами паронимов.
Домашний адрес - Поздравительныи адресов; военная кафедра - военный конфликт - воинские почести; дружееский визит - дружный коллектив; первоочередная задача - математические задачи; книжный магазин - книжные выражения; музыкальный слух - музыкальное училище - музыкальное общество.
VI. Систематизация и обобщение усвоенного материала
► Какие слова называются антонимами, паронімами?
► Какую стилистическую роль они выполняют в языке и речи?
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
► Подберите 5-6 пословиц и поговорок, в которых бы использовались антонимы. Как это влияет на стилистическую окраску пословиц и поговорок?
► Перепишите предложения, раскрывая скобки. Объясните особенности паронимов.
1. К (реестра, регистра) словарь не входят стилистически заменены слова.
2. Номер, имя и тоннажность траулера занесены в большинстве (реестров, регистров) мира.
3. Установка газовых счетчиков стимулирует (экономическое, экономное) расходование газа.
4. Международное право является неизменным инструментом международных экономических организаций (связей, отношений).
5. Работнику, который получил производственную травму, установлено 45 % потери (профессиональной, профессиональной) трудоспособности.