Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Поурочные планы для 5 классов

Урок № 50

Тема: Углы треугольника и четырехугольника

 

Цель. Познакомить учащихся с видами углов и треугольников в зависимости от углов, которые входят в угол. Научить учащихся измерять углы с помощью транспортира. Формировать умения и навыки решать геометрические задачи. Развивать логическое мышление учащихся, путем решения задач, продолжать формировать умение работать с учебником.

Формы работы: блиц-опрос, работа в группах, самостоятельная работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений.

Оборудование: линейка, транспортир, цветной мел, угольник.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ключевые понятия: треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный, сумма углов треугольника, четырехугольник, сумма углов четырехугольного прямоугольника, квадрата.

Ожидаемые результаты:

в процессе урока учащиеся смогут:

- строить треугольник по известным сторонами и углами

- определять периметр прямоугольника.

 

Ум человеческий всегда стремится к деятельности и не терпит непрерывного покоя.

(Цицерон)

 

Ход урока

I. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся

Блицопрос - это игра учителя-ученика. На вопрос учителя отвечает только названный ученик. Если ответ положительный, класс получает «плюс», а учитель «минус». Если ученик не отвечает, то наоборот. При этом на вопрос отвечает учитель. После окончания опроса по количеству плюсов класса можно судить об уровне подготовки кассу и эффективности усвоения материала.

1. На какие виды делятся углы?

2. Угол называется острым?

3. Как называется угол больше прямого?

4. Каким значком обозначаются углы?

5. Что такое угол? Что это за геометрическая фигура?

6. Как называется общее начало лучей?

7. Что такое сторона угла?

8. Как записывают угол с помощью букв (одной, трех)?

II. Мотивация учебной деятельности учащихся и сообщение темы, цели урока

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с видами треугольников, в зависимости от того, какие в них входят углы, научимся строить различные треугольники. Запомним чему равна сумма углов треугольников и четырехугольников, изучим свойства треугольников, квадратов.

III. Восприятия и осознание учащимися нового материала

Работа с учебником и работа в группах.

Класс делится на четыре группы и каждая получает задание.

По учебнику самостоятельно проработать и обсудить, проанализировать и обсудить в своих группах §17 стр. 145-146.

1 группа

Какие треугольники называются: прямоугольными, гострокутники, тупокутники? Привести примеры.

2 группа

Чему равна сумма всех углов треугольника?

3 группа

Чему равна сумма всех углов четырехугольника?

4 группа

Какой четырехугольник называется прямоугольником (квадратом)?

Каждая группа является экспертной из той темы за которую отвечает. После обсуждения каждая экспертная группа по очереди раскрывает суть своего вопроса, отвечает на вопросы других групп.

IV. Осмысление объективных связей взаимо-зависимостей в виучуваному материале

№ 788 (устно), № 709, № 790.

При решении упражнения, помнить, что сумма всех углов треугольника равна 180°.

№ 793

Квадрат

Ркв = 4 * 2 см = 8 см,

Ркв = 4 * 5 дм = 20 см,

Ркв = 4 * 11 = 44 м.

№ 796

Учащиеся на доске и в тетрадях чертят прямоугольные, остроугольные и тупокутні треугольники.

№ 797

При построении треугольника АОВ, обязательно пользоваться транспортиром. Обратить внимание учащихся на правильное пользование им.

№ 800

Пусть х - градусная мера одного острого угла прямоугольного треугольника, тогда 5х - градусная мера второго острого угла прямоугольного треугольника.

Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°.

Составляем уравнение

Х + 5х = 90°

6х = 90°

х = 90° : 6

х = 15° - 1 угол

5х = 5 * 15 = 75° 2 угол.

Ответ 15°, 75°.

№ 801

Наибольший угол прямоугольного треугольника, прямой, следовательно наименьший угол будет

90° : 5 = 18°

90° - 18° = 72°

Ответ: 90°, 18°, 72°.

№ 805

а). а = 23см, b = 35см

РАВСD = ?

РАВСD = 2(а + в)

ГАВСD = 2(23 + 35) = 2 * 58 = 116 (см)

б). а = 35 см? b = 23 см > а

РАВСD = ?

b = а + 23 = 35 + 23 = 58 (см)

ГАВСD = 2(35 + 58) = 2 * 93 = 186 (см)

в). а = 55 см

b а в 5 раз

РАВСD = ?

b = а : 5 = 55 : 5 = 11 (см)

ГАВСD = 2(55 + 11) = 2 * 66 = 132 (см)

819

а). А = 39 * 42 = 1636

В = 49 * 32 1568

1636 1658, то А В

820

12х + 7 = 79

12х = 79 - 7

12х = 72

х = 72 : 12

х = 6

Ответ: х = 6

45 + 9х = 81

9х = 81 - 45

9х = 36

х = 36 : 9

х = 4

Ответ: х = 4

35(х + 2) = 140

х + 2 = 140 : 35

х + 2 = 4

х = 4 - 2

х = 2

Ответ: х = 2

197 = 5х + 12

5х = 197 - 12

5х = 185

х = 185 : 5

х = 37

Ответ: х = 37


822

Пусть х - км/ч скорость пешехода,

3х - км/ч. - скорость велосипедиста,

х * 3 = 3х км - расстояние пройденное пешеходом,

3х * 3 = 9х км - расстояние, которое проехал велосипедист.

Составляем уравнение

9х - 3х = 24

6х = 24

х = 24 / 6

х = 4 (км/ч) - скорость пешехода

х * 3 = 4 * 3 = 12 (км/ч) - скорость велосипедиста

Ответ: 4 км/ч., 12 км/ч.

V. Итоги урока. Сообщение домашнего задания.

Изучить §17. № 798, 802-804, 821.