Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОМЕТРИЯ
Уроки для 7 классов

Урок № 50

Тема. Круг, вписанный в треугольник

 

Цель: добиться усвоения учащимися содержания понятия окружности, вписанный в треугольник, теорема о это круг, схемы ее доведения и следствия из нее.

Сформировать умения:

· воспроизводить формулировка определения и теоремы о вписанный в треугольник круг;

· по описанием объектов различать те, в которых речь идет о круг, вписанный в треугольник, и его элементы;

· выполнять построение окружности, вписанной в данный треугольник, и его элементов;

· решать задачи, опираясь на изученный на уроке теоретический материал.

Тип урока: усвоение знаний, умений и навыков.

Наглядность и оборудование: набор демонстрационного чертежных принадлежностей; таблица «Круг, вписанный в треугольник».

 

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

На этом этапе следует обратить особое внимание учащихся на задачу № 1 (технология построения круга, описанного вокруг треугольника) и опорную задачу. Для этого учитель может либо сам объяснить ход решения задач, или вызвать к доске учеников с высоким уровнем учебных достижений для презентации ими решений этих задач.

Во время подготовки части учащихся к презентации своих работ остальное может выполнить самостоятельную работу.

Самостоятельная работа

1. Закончите предложения: «Точка O - центр круга...» (см. рис.).

 

50-1 Рисунок

 

2. Дано: PABC = 30 (см. рис.). Найдите BC.

 

50-2 Рисунок

 

III. Мотивация учебной деятельности. Формулировка цели и задач урока

Задачи. Который рисунок лишний?

 

50-3 Рисунок

 

Почему? Опишите это взаимное расположение окружности и треугольника.

Выполнив предлагаемое задание, учащиеся приходят к выводу, что, кроме случаев взаимного расположение круга и треугольника, рассмотренных на прошлом уроке, требует изучение случай, когда круг лежит во внутренней области треугольника и стороны треугольника касаются окружности.

Учитель формулирует основную цель урока.

 

IV. Актуализация опорных знаний

Выполнение устных упражнений

1. На рисунке 1 CA - касательная к окружности. Найдите угол BAO.

 

50-4 Рисунок

 

2. На рисунке 2 CA и CB - касательная к окружности. Найдите:

 

50-5 Рисунок

 

а) CB, если CA =10 см;

б) угол C, если

3. Что является ГМТ, равноудаленных от:

а) двух точек;

б) трех точек, не лежат на одной прямой;

в) сторон угла?

 

V. Усвоение новых знаний

План изучения нового материала

1°. Представление о круге, вписанный в треугольник.

2°. Определение круга, вписанного в треугольник. Свойства центра и радиуса круга, вписанного в треугольник, и отрезков сторон, что выходит из одной вершины.

3°. Теорема о вписано круг и ее доведения.

4°. Следствие из теоремы о вписанный круг.

Методический комментарий

Так же как и во время изучения круга, описанного вокруг треугольника, рассмотрение вопроса урока можно начать с контр примеров 1а, 1б (см. таблицу), которые демонстрируют, что не любой круг, который находится во внутренней области треугольника, будет называться вписанным в треугольник окружностью.

Дав определение круга, вписанного в треугольник, следует обратить внимание учащихся на свойства центра и радиуса вписанной окружности, которые широко применяются в задачах, а именно:

· центр вписанной в треугольник окружности является точкой, равноудаленной от всех сторон треугольника;

· радиус вписанного круга показывает расстояние (т.е. длину перпендикуляра) от центра круга с любой стороны треугольника;

· исходя из свойства отрезков, проведенных к одной окружности из данной точки, точки прикосновения вписанного в треугольник круга делят стороны треугольника на отрезки, из которых образуются три пары равных (рис. 3).

 

50-6 Рисунок

 

На закрепление указанной свойства можно предложить устно выполнить задание.

Задачи. На рисунке 3 AP = 5 см, CN = 2 см, BM = 3,5 см. Найдите периметр треугольника ABC.

Следует также обратить внимание на сведения о местоположении центра вписанной окружности относительно внутренней области треугольника.

 

VI. Первичное осознание нового материала

Выполнение устных упражнений

1. Дано треугольник и круг. Определите, является ли данное круг описанный вокруг треугольника или вписанным в него, если:

а) центр окружности равноудален от всех сторон треугольника;

б) центр окружности равноудален от всех вершин треугольника;

в) все стороны треугольника - хорды окружности;

г) все стороны треугольника касаются окружности.

2. Точка O - центр круга, вписанного в треугольник ABC. Означает ли это, что:

а) OA = OB;

б)

в) точка O может лежать вне данного треугольником?

3. Вокруг треугольника описан круг, и в него вписан круг. Могут ли эти круги иметь равные радиусы; общий центр?

Выполняя устные упражнения, обращаемся к таблицам «Круг, описанный вокруг треугольника», «Круг, вписанный в треугольник».

Таблица

 

50-7 Таблица

 

Выполнение письменных упражнений

Уровень А

1. В равнобедренный треугольник ABC (AB = BC) вписана окружность с центром O (рис. 4).

а) Докажите, что треугольник AOC равнобедренный.

б) Найдите угол ABC, если

 

50-8 Рисунок

 

2. Постройте круг, вписанный в данный треугольник.

3. Точка O - центр круга, вписанного в треугольник ABC. Найдите угол BAO, если

Уровень Б

В рівнобедреному треугольнике ABC с основанием AC вписанная окружность касается сторон треугольника в точках D, E и F (рис. 5). Найдите периметр треугольника, если AF = 5 см, BD = 6 см.

 

50-9 Рисунок

 

VII. Итоги урока

 

VIII. Домашнее задача

Решить задачи.

1. В треугольнике ABC биссектрисы углов A и C пересекаются в точке O. Найдите угол BAC, если

2. Точка соприкосновения вписанной окружности делит боковую сторону равнобедренного треугольника на отрезки 3 см и 5 см, начиная от основания. Найдите периметр треугольника.

3 (опорная задача). В прямоугольном треугольнике с катетами a, b и гипотенузой c радиус вписанной окружности вычисляется по формуле

Докажите.

 

Источники:

1. Уроки геометрии. 7 класс./ С. П. Бабенко - Х.: Изд. группа «Основа», 2007.- 208 с.