Урок № 49
Тема. Круг, описанный вокруг треугольника
Цель: добиться усвоения
учениками:
·
определение
круга, описанного вокруг треугольника;
·
свойств
вершин треугольника, вписанного в круг;
·
содержания
теоремы о круг, описанный вокруг треугольника, и схемы ее доказательство;
·
последствия
из теоремы.
Сформировать умения:
·
воспроизводить
формулировка определения и теоремы о круг, описанный вокруг треугольника;
·
использовать
эти формулировки во время решения задач.
Тип урока: усвоение знаний,
умений и навыков.
Наглядность и
оборудование: набор
чертежных принадлежностей; таблица «Круг, описанный вокруг треугольника».
ХОД УРОКА
И. Организационный
момент
II. Проверка
домашнего задания
Выполнение домашних
задач следует проверить во время работы на выписывание.
Самостоятельная
работа
Вариант 1 - задача 2; вариант
2 - задача 4.
Ученики,
используя решения соответствующих домашних задач, выписывают короткие
ответы на вопросы.
Вопрос
для самостоятельной работы
1. Первое условие P1
, которую удовлетворяет искомое ГМТ...
2. Второе условие P2
, которую удовлетворяет искомое ГМТ...
3. ГМТ, что удовлетворяет
условие P1 ...
4. ГМТ, что удовлетворяет
условие P2 ...
5. Искомое ГМТ - ...
После выполнения
этой работы, учитель собирает ответы учеников и демонстрирует выполнены заранее
построения.
III. Мотивация
учебной деятельности. Формулировка цели и задач урока
Задачи.
С
фигуры, изображенные на рисунке 1, образуйте пары таких, взаимное расположение
которых было рассмотрено на предыдущих уроках.
Взаимное
расположение каких фигур еще не исследованы?
Учитель формулирует
основную цель на этот и следующий уроки - исследовать взаимное расположение окружности и
треугольника. На этом уроке рассматривается и исследуется случай, когда
треугольник находится внутри круга.
IV. Актуализация
опорных знаний
Для сознательного
восприятие учениками доказательства теоремы о круг, описанный вокруг треугольника, и
содержания последствий, следует активизировать знания учащихся о:
·
метод
доказательство от противного;
·
свойство
прямых, перпендикулярных двум параллельным прямым;
·
теорему
о серединный перпендикуляр;
·
определение
круга;
·
виды
треугольников по градусной мере внутренних углов.
Выполнение
устных упражнений
1. Найдите длины
отрезков OM,OP и ON, если радиус круга равен 6 см (рис 2).
2.
Найдите
длину отрезка DE (рис. 3) если Ответ обоснуйте. Как называется
прямая DP? Какое свойство имеет любая точка этой прямой?
3. В треугольнике ABC угол
A равен 60°, угол B равен 50°. Каким является этот треугольник: остроугольным,
прямоугольным или тупокутним?
V. Усвоение новых
знаний
План изучения
нового материала
1°. Представление о круге,
описанный вокруг треугольника.
2°. Теорема о круг,
описанный вокруг треугольника (с доказательством).
3°. Следствие из теоремы
круг, описанный вокруг треугольника.
4°. Положение центра
описанного круга в зависимости от вида треугольника.
Методический комментарий
Для сознательного
восприятие обозначения круга, описанного вокруг треугольника и его свойства
целесообразно работать с таблицей 1 «Описанное круг». Таким образом, учащиеся имеют
возможность наглядно увидеть соответствующий круг и его свойства.
Таблица
1
Очень важным
моментом этой темы является случаи расположения центра
описанного круга.
Изучая этот вопрос, опираемся на таблицу 2.
Таблица 2
VI. Первичное
осознание нового материала
Выполнение
устных упражнений
1. Круг проходит
через все вершины треугольника. Как называется такое круг?
2. Окружность с центром O описанной
вокруг треугольника MPA. Отрезок MO равна 9 см. Чему равен отрезок PO?
3. Срединные перпендикуляры
до сторон треугольника ABC пересекаются в точке O. означает Ли это, что: а) OA = OB;
б) в)
точка O может лежать на одной из сторон треугольника?
Выполнение
графической упражнения
Начертите круг и
отметьте на нем точки A, B и C. Проведите перпендикуляры из центра до сторон
треугольника ABC. В каком отношении они делят стороны треугольника?
Выполнение
письменных упражнений
Уровень А
Вокруг
равнобедренного треугольника ABC (AB = BC) описана окружность с центром O (рис. 4).
а) Докажите, что
б) Найдите угол AOC,
если
Уровень
Б
Срединные
перпендикуляры к сторонам треугольника ABC пересекаются в точке O. Найдите
длину стороны AB, если OA = 8 см,
Уровень В
Опорная задача. Докажите:
а) в прямоугольном
треугольнике центр описанной окружности лежит на середине гипотенузы;
б) если радиус
круга, описанного вокруг треугольника, равна половине его стороны, то этот
треугольник прямоугольный.
Формулировка задачи
ученики записывают в тетради как опорные факты.
Обсуждается идея
и план решения задачи.
VII. Итоги урока
Дано треугольник и
круг. Определите, является ли данное круг описанный вокруг треугольника, если:
а) центр окружности
равноудален от всех сторон треугольника;
б) центр окружности
равноудален от всех вершин треугольника;
в) все стороны
треугольника - хорды окружности;
г) все стороны
треугольника касаются окружности?
VIII. Домашнее
задача
Изучить теоретический
материал. Письменно решить задачи.
1. Постройте круг,
описанной вокруг данного треугольника.
2. Точка O - центр
круга, описанного вокруг треугольника ABC, OD - расстояние от точки O до стороны AB.
Найдите длину отрезка AB, если AD = 9 см.
Записать решение опорной задачи.
Источники:
1. Уроки геометрии. 7 класс./ С. П. Бабенко
- Х.: Изд. группа «Основа», 2007.- 208 с.