География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

II СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛII

Географическая оболочка и ее составляющие

 

Тема 3. Гидросфера

 

Урок 47. Движение воды в океане

 

Цель: выяснить причины движения воды в океане; выявить, какую работу могут выполнять различные виды движений; показать, как распределяются теплые и холодные течения в Мировом океане; выяснить характер их воздействия на природу прибрежных частей; продолжить работу с физической и контурной картами; развивать наблюдательность, самостоятельность мышления учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта, атласы, учебники, контурные карты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

Дополнить предложение (письменно):

1. Украина омывается морями....

2. Количество граммов веществ, растворенных в одном литре воды, - это ...

3. В Мировом океане содержится ... % всей воды гидросферы.

4. Самая глубокая впадина Мирового океана - ...

5. Соленость воды измеряется в ...

6. Евразию от Северной Америки отделяет пролив ...

7. Самое теплое море - ...

8. Самое холодное море - ...

9. Средиземное море - море ... Земли.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Вы неоднократно наблюдали, как на поверхности воды возникают волнения, в один день они могут быть сильны, а в другой слабые. Но, видимо, не задумывались, почему так бывает. Поэтому сегодня мы на уроке поговорим, почему вода в морях и океанах никогда не бывает спокойной.

 

IV. Изучение нового материала

«Нигде не видно покоя. Все в движении: как наш корабль (то поднимаясь, то опускаясь) ложится на сторону боком, так и все вокруг нас колеблется, и ни один лоскут моря ни на миг не сохраняет одного и того же вида. В долине волны кажутся небольшими холмами, и по ним пучками белой шерсти шмыгают гребни. А когда волна приближается к нашему кораблю, она становится больше и шире - поднимается из воды, потом сразу появляется на ее вершине білопінний гребень. Он с шумом и пеной, как бурный поток, вырывающийся из водяной горы: верхнюю половину гребня ветер превращает в мелкие брызги и швыряет нам в лицо шипучу пену, вторая половина опускается вместе с волной. Где мы видели только грозную водяную гору, там появляется водная долина. Затем перед нашими глазами поднимается новая волна».

Вопрос. Почему вода в океанах движется?

Работа со схемой

 

 

Одна из главных причин движения - это ветер. Даже слабый ветер образует на поверхности воды волны.

Работа с рисунком. Каждая волна имеет гребень и подошву. Расстояние между двумя соседними гребнями - длина волны. Расстояние от подошвы до гребня - высота волны.

Высота ветровых волн не превышает 4 м, реже - 6-7 м. В морях они ниже, чем в открытом океане. Самые высокие волны в заливе Фанди, вблизи восточных берегов Северной Америки. Средняя длина штормовых волн - 100 м.

Вода в волнах опускается и поднимается, почти не перемещаясь в горизонтальном направлении.

Скорость волн у берега уменьшается, высота растет, гребень наклоняется вперед и опрокидывается, возникает прибой. В одних местах морские волны разрушают берега, в других - откладывают продукты разрушения, образуя пляжи. Волны имеют огромную разрушительную силу. На Черном море сила удара волны достигает 25 т на 1 м2. Не всякая постройка выдержит такой натиск.

Но есть в морях и океанах другие волны. Они дважды в сутки приходят и дважды отходят, причем происходит это в точно определенное время. Эти волны называются приточными. Когда приливная волна приходит в то или иное море, начинается прилив, когда отходит, - бывает отток. На берегах некоторых морей ширина приточной полосы достигает более 10 км. Во время прилива здесь можно плавать на лодке и ловить рыбу. А во время отлива - собирать ракушки, водоросли, морских животных.

Приливы несут большое количество энергии - примерно в три раза больше, чем все реки планеты.

Приливы - явление достаточно сложное. Они вызываются в основном притяжением вод океана Луной и Солнцем. Время наступления прилива его высота не везде и не всегда одинакова. В открытом океане высота приливов достигает до 1 м, поэтому они не заметны. Высокие приливы наблюдаются в узких заливах и проливах, в устьях некоторых рек. Существуют специальные «таблицы приливов», составлено более 100 лет назад.

Чтобы использовать энергию приливов, строят приливные электростанции. На Кольском полуострове работает ПЕС вблизи Мурманска.

Самые страшные волны в океане - цунами. Образуются они от землетрясений и извержений вулканов на дне океанов и морей. Цунами распространяются во все стороны от места возникновения, охватывают всю толщу воды. Средняя скорость - 700-800 км/ч. Перед накочуванням цунами на берег море отступает. Волны выбрасывают на берег судна, разрушают все на своем пути. Высота цунами в открытом океане не превышает 1 м. Поэтому они там мало заметны и опасности не представляют. И когда волна подходит к берегу, высота ее увеличивается до 10 и даже 50 м. Предотвратить появление цунами невозможно. Можно лишь предупредить о ее приближении. Теперь во всех опасных районах действует специальная служба, которая быстро оповещает население об опасности.

Океанические течения - это перемещение воды в горизонтальном направлении на большие расстояния. Их часто называют реками в океане, но они мало похожи на них. У них нет четких границ (берегов). Они состоят из отдельных потоков, скорость которых постоянно меняется. Течения переносят тепло, соли, организмы, обитающие в океанах.

Теплые течения - те, в которых вода на несколько градусов теплее окружающей. Одна из таких - Ґольфстрім. Длина ее - 3000 м, скорость - до 10 км/ч. У 45° с. ш. она переходит в Североатлантический течение, часть вод которого направляется до Северного Ледовитого океана.

Холодные: Лабрадорское, Западных Ветров (длина - 30 000 км, скорость - 3,5 км/ч).

Работа с картой

 

 

О том, что вода в Мировом океане перемещается на большие расстояния, люди знали давно. Течения приносили кокосовые орехи с далеких островов, обломки судов, а иногда закупоренные бутылки с записками от моряков, которые потерпели кораблекрушение.

Тысячи закоркованих бутылок специально бросали и бросают в океан, чтобы выяснить направление и скорость течений. 90 % бесследно исчезает.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

1. Беседа

• Назовите виды движения воды в океане.

• Назовите части волны.

• Что такое прибой?

• Каковы причины возникновения волн?

• Назовите теплые течения.

• Жители какой страны наблюдают самые высокие приливы?

• Что такое цунами?

• Почему возникают приливы и отливы?

• Назовите самую холодную струю.

• Что и почему называют реками в океане?

• Что такое длина волны?

• Каковы причины возникновения «волны, заливающая бухту»?

2. Нанесение на контурную карту теплых и холодных течений.

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий параграф в учебнике.

• Отдельным учащимся подготовить сообщения о богатствах Мирового океана (опережающее задание).