РАЗДЕЛ 1
1 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.4. Понятие социализации
Признание социализации за центральную категорию системы терминов педагогической психологии требует более подробного рассмотрения ее содержания с позиции логического состава и исторического развития. В зависимости от масштаба видения под этим трансдисциплінарним термином в современной науке понимают только процессы усвоения и воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни в обществе психических качеств, знаний, умений, навыков и языка, а также возможности общения и взаимодействия с людьми, или же совокупность всех социальных и психологических процессов, через которые человек усваивает систему знаний, норм и ценностей, что и дает ей возможность функционировать как полноценный член общества. С позиции социальной педагогической психологии социализация - это процесс вхождения индивида и различных социальных групп на основании усвоения необходимых для интеграции в их структуру видов и форм деятельности.
Учитывая предмет педагогической психологии, становятся интересными специфические особенности именно тех процессов, которые задействованы в актах социализации в рамках педагогического взаимодействия. Такие педагогические процессы обусловлены активностью ряда факторов, которые делятся на три группы:
• макрофакторах (актуальный уровень цивилизации, тип государства, общества);
• мезофактори (тип населения, его этнокультурные условия существования);
• мікрофактори (семья, учебное заведение и внешкольные учреждения, причастные к воспитанию ребенка). Социализация включает в себя не только сознательные, котрольовані и целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, которые определенным образом влияют на формирование личности. На основании этого различают процессы направленной и не направленной социализации, которые дифференцируются по критерию наличия или отсутствия у субъекта организации воздействия на ребенка конкретной цели воспитания и развития ее. Социальные образования, в рамках которых организуются и осуществляются социализирующие воздействия, называются институтами социализации. Часть из них, что специально созданная обществом для обучения и воспитания подрастающего поколения, являются агентами направленной социализации. Это учебно-воспитательные и образовательные учреждения, специализированные средства массовой информации, общественные организации и фонды, устав которых предусматривает работу по социализации детей и молодежи.
Развитие институтов социализации тесно связан с процессами социокультурной эволюции общества. Показательна в этом отношении типология исторических форм легитимного господства в обществе и соответствующих им доминирующих форм социализации, которую предложил известный немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Он различал несколько форм такого "господства".
"Легальное господство" осуществляют специально обученные люди за четкими рациональными правилами (законами), установленными в обществе. Чистой формой такого господства М. Вебер считал современную бюрократическую (от фран. "бюро", т.е. стол, рабочее место специалиста) модель управления обществом, разные функции в котором выполняют подготовленные с этой целью специалисты. Такая формализованная система требует такого же тщательно организованной системы социализации, главным институтом которой является школа. В школе взаимоотношения между учеником и педагогом строятся по принципу иерархии знаний.
"Традиционное господство" как основа взаимоотношений традиционного общества осуществляется на основе веры в святость ранее установленных правил и порядков. Социальными механизмами его поддержания является строгое соблюдение унаследованной из прошлого дисциплины в сочетании с личностной преданности старшему, который является одновременно начальником и наставником. Основным психологическим механизмом обеспечения таких отношений является выработка у ребенка определенных привычек и ее побуждение к реализации их. Прообразом таких взаимоотношений выступает патриархальная семья, в которой характер семейных отношений определялся иерархией социальных ролей, а контроль взрослых над детьми, мужа над женой был абсолютным.
"Харизматическое господство" (от греческого "харизма" - дар Божий) предусматривает признание за лидером или учителем только ему присущих исключительных особенностей, благодаря которым у окружающих возникает состояние восхищение таким человеком, страстная личностная привязанность или привязанность к ней. Эта модель господства, как и предыдущая, предусматривает безусловную подчиненность, но, в отличие от нее, психологические механизмы ее возникновению и поддерживание абсолютно иррациональными. Такой тип господства и до сих пор случается в некоторых юношеских группировках и религиозных сектах, где основным социально-психологическим механизмом интеграции сообщества выступает развитие и поддержка культа лидера.
Приведенные типы господства сегодня почти совсем не встречаются в чистом виде. Для нас является принципиальным тот факт, что каждый из них предусматривает следующие основные формы социализации, как формальное обучение (для легального господства), приобщение к традиции (традиционное господство) и эмоциональную идентификацию с лидером (харизматическое господство). Отношения воспитателя и воспитанника в этих моделях социализации везде иерархические. Но в первом случае они осознаются сторонами прежде всего как иерархия знаний (нужно слушать того, кто больше знает); во втором - как иерархия традиционных социальных ролей (нужно слушать старших, руководителей и учителей, какие бы они не были); в третьем - как иерархия личностей (нужно подчиняться лучшим, ибо они, будучи наделены харизмой, имеют то, чего нет в других). Понятно, что всем трем моделям социализации соответствуют и различные педагогические средства обеспечения их эффективности. Действие таких средств фиксируется в понятии механизмов социализации.
Современное психолого-педагогическое видение общественной основы эффективной социализации - это обеспечение паритета, возможностей обеих сторон на передачу и усвоение социального опыта, необходимого для дальнейшего развития личности и общества. Самыми общими психологическими механизмами социализации принято считать екстеріоризацію педагогом такого опыта (трансляцию его в пространство педагогического общения) и інтеріоризацію опыта (как его активный переход во внутренний план ребенка). Основными внешними психолого-педагогическими механизмами социализации будем считать обучения и воспитания, вперед-ния, или пролепс, как построение родителями и педагогами планов будущего ребенка и организацию в соответствии с ним среды его социализации, социально-педагогические експектації (надежды, ожидания) окружающих и социальный контроль в виде социально-педагогических санкций, поощрение и принуждение, которые создают в педагогическом среде эффекты социальной фасилитации (облегчения и улучшения актив-ности ребенка в присутствии педагога) и ингибиции (подавления ее активности), а также демонстрацию образцов и примеров поведения, объяснение, внушение, доказательство и убеждение.
За внутренние психологические механизмы социализации определим процессы подражания активности других, идентификацию (с референтной личностью, группой, личным идеалом) поло-ролевую типизацию, имитацию и игру, учение и социально-психологическое научение, самовоспитание и самообразование. Часть из них (как, скажем, подражание) являются врожденными, другие же (такие, как учения, самовоспитания) возникают как определенный результат социализации ребенка и, в свою очередь, становятся механизмами ее дальнейшей социализации.