Урок 5
Тема. Перенос слов со стечением согласных звуков. Правильное произношение и написание слов поклониться, поклон, поклониться
Цель: учить делить для переноса слова со стечением согласных звуков; закреплять умение определять количество слогов и переносить слова из строки в строку; обогащать лексический запас учащихся; воспитывать любовь к украинскому слову, к народному творчеству.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 25)
- Почему все слова написаны с большой буквы?
- Как вы их разделили для переноса?
- Какие имена переносить по слогам из строки в строку нельзя? Почему? Приведите собственные примеры.
2. Минутка чистопису
ха св ви светлячки
- Подберите слова с этими буквосочетаниями. (Халат, дом, мохнатый, дышать; свой, рассвет, свистеть; метель, наводнение, известие)
- Разделите эти слова на слоги для переноса:
I вариант - с буквосочетаниями ха;
II вариант - с буквосочетаниями св;
III вариант - с буквосочетаниями ви.
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня будем учиться делить для переноса слова со стечением согласных, закріплюватимемо умение определять количество слогов и переносить слова из строки в строку.
IV. Повторение и закрепление изученного
1. Игра «Посчитай слоги»
Учитель называет слова, а ученики на пальцах показывают, сколько слогов в слове.
Берег, дорога, радость, светлый, везет, беречь, малый, высоко, дарить.
Масло, иней, орел, Зоя, хвост, нива, сом, Азия, изюм.
- Запишите слово из второй группы, которое можно переносить по слогам.
2. Коллективная работа с правилом (с. 13)
- Прочитайте правило.
- Как можно переносить слова со стечением согласных?
- А как можно не переносить слова? Расскажите и приведите примеры.
- Еще раз прочитайте это правило и запишите два собственных примера, разделив их для переноса из строки в строку.
3. Физкультминутка
4. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (упражнение 27)
- Прочитайте и спишите слова.
- Разделите их для переноса по-разному.
5. Развитие связной речи (упражнение 28)
- Прочитайте текст.
- Как вы понимаете прочитанное?
- Почему осень называют золотой? А можно назвать осень золотой не только цвет листьев, но и за ее богатый урожай? Расскажите об этом.
- Спишите предложения, разделяя выделенные слова для переноса. Какое из них можно перенести по-разному?
6. Работа с народными приметами (упражнение 29)
- Прочитайте народные приметы.
- Найдите в предложениях слова, противоположные по значению. Запишите их, разделяя для переноса различными способами.
- Прочитайте выделенное слово по слогам. Сколько в нем слогов? А на сколько частей ты поділиш его для переноса?
- Подберите два подобных слова и разделите для переноса.
V. Итог урока
- Что учились делать на сегодняшнем уроке?
- Какие слова нельзя переносить по слогам? Приведите примеры.
- Как надо делить для переноса из строки в строку слова со стечением согласных? Приведите примеры.
- Какие «золотые правила» переноса слов знаете?
- Прочитайте слова в рамке на с. 14. Как вы понимаете их значение? Запомните их произношение и правописание.
- Разделите эти слова на слоги.
Обратите внимание, что слово поклон переносить по слогам из строки в строку нельзя! А почему - об этом узнаете позже, когда мы будем изучать строение слова.
VI. Домашнее задание с инструктажем
Правило на с. 13, упражнение 30.