Урок 5
Тема. Культура речи и общения
Цель: активизировать полученные знания с языковой культуры; познакомить с основными характеристиками культурной речи; выработать умение применять их в жизни; развивать устную речь детей, умение работать самостоятельно и коллективно; воспитывать культуру речевого общения.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания (упражнение 16)
Выслушать загадки, составленные учениками.
- Назовите количество звуков и букв в выделенных словах.
- Назовите возможные варианты переноса слов колосья, цветение.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- Прочитайте пословицы.
• Что тебе говорить - наперед обдумай.
• Не хочешь услышать плохих и глупых слов не говори их сам.
• Умеешь говорить - умей слушать.
• Дал слово - выполни его.
- Чему учат нас эти пословицы?
- Как назвать это одним словом?
- А что такое культура речи?
III. Объявление темы и цели урока
- Сегодня поговорим о культуре речи, ее характеристики, выясним, как добиться высокой культуры речи.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Устное выполнение упражнения 16
- Что мы понимаем под культурой речи?
- Как добиться высокой культуры речи?
- Дополните схему.
- Объясните, что подразумевается под точностью (чистотой, правильностью, выразительностью речи).
2. Выборочное списывание (за упражнением 18)
3. Игра-рефлексия «умею Ли я?»
Выполнение упражнения 21.
- Каких ошибок вы допускаете в общении с другими людьми?
- Как предотвратить этим ошибкам?
- Приведите примеры правильного и неправильного общения.
- Какая разница между культурой речи и культурой общения?
- Какое из этих понятий шире?
- Для чего нужно использовать в общении приведенные в упражнении слова?
- Составьте в паре диалог, соблюдая правила культуры общения.
4. Работа со словарным словом
- Обратите внимание на выделенное слово на с. 12. Когда его следует употреблять?
- А на что надо обратить внимание при написании этого слова?
- Занесите слово в свой словарик.
- Составьте и запишите в тетрадь предложения с этим словом.
- Сравните написанное вами слово с образцом. Кто записал его безошибочно?
- Пропишите строку этого слова, сверяясь с образцом.
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Коллективная работа с упражнением 20. Инсценировка диалога
2. Практическая работа в парах (за упражнением 19)
- Какие правила культуры речи были нарушены?
3. Минутка чистопису
Доброе слово - как музыка.
- Что подразумевается под «добрым словом»? (Как вежливое, так и красивое, правильное, выразительное слово.)
- Какие признаки характеризуют культурное вещание?
VI. Итог урока
1. Беседа
- Почему язык называют бессмертным сокровищем народа?
- Каким должно быть речи?
- Что такое культура речи и культура общения?
- Как сделать свою речь культурной?
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
VI. Домашнее задание
Упражнение 22, вопросы на с. 12.