Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 5

Тема. Культура речи и общения

 

Цель: активизировать полученные знания с языковой культуры; познакомить с основными характеристиками культурной речи; выработать умение применять их в жизни; развивать устную речь детей, умение работать самостоятельно и коллективно; воспитывать культуру речевого общения.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания (упражнение 16)

Выслушать загадки, составленные учениками.

- Назовите количество звуков и букв в выделенных словах.

- Назовите возможные варианты переноса слов колосья, цветение.

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Прочитайте пословицы.

• Что тебе говорить - наперед обдумай.

• Не хочешь услышать плохих и глупых слов не говори их сам.

• Умеешь говорить - умей слушать.

• Дал слово - выполни его.

- Чему учат нас эти пословицы?

- Как назвать это одним словом?

- А что такое культура речи?

 

III. Объявление темы и цели урока

- Сегодня поговорим о культуре речи, ее характеристики, выясним, как добиться высокой культуры речи.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Устное выполнение упражнения 16

- Что мы понимаем под культурой речи?

- Как добиться высокой культуры речи?

- Дополните схему.

 

 

- Объясните, что подразумевается под точностью (чистотой, правильностью, выразительностью речи).

2. Выборочное списывание (за упражнением 18)

3. Игра-рефлексия «умею Ли я?»

Выполнение упражнения 21.

- Каких ошибок вы допускаете в общении с другими людьми?

- Как предотвратить этим ошибкам?

- Приведите примеры правильного и неправильного общения.

- Какая разница между культурой речи и культурой общения?

- Какое из этих понятий шире?

- Для чего нужно использовать в общении приведенные в упражнении слова?

- Составьте в паре диалог, соблюдая правила культуры общения.

4. Работа со словарным словом

- Обратите внимание на выделенное слово на с. 12. Когда его следует употреблять?

- А на что надо обратить внимание при написании этого слова?

- Занесите слово в свой словарик.

- Составьте и запишите в тетрадь предложения с этим словом.

- Сравните написанное вами слово с образцом. Кто записал его безошибочно?

- Пропишите строку этого слова, сверяясь с образцом.

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Коллективная работа с упражнением 20. Инсценировка диалога

2. Практическая работа в парах (за упражнением 19)

- Какие правила культуры речи были нарушены?

3. Минутка чистопису

Доброе слово - как музыка.

- Что подразумевается под «добрым словом»? (Как вежливое, так и красивое, правильное, выразительное слово.)

- Какие признаки характеризуют культурное вещание?

 

VI. Итог урока

1. Беседа

- Почему язык называют бессмертным сокровищем народа?

- Каким должно быть речи?

- Что такое культура речи и культура общения?

- Как сделать свою речь культурной?

2. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

VI. Домашнее задание

Упражнение 22, вопросы на с. 12.