Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 6

Тема. Тема, цель, заголовок текста

 

Цель: восстановить и систематизировать знания о связное высказывание; актуализировать представление о характерных признаках текста; развивать умение определять тему и цель текста, подбирать заголовок в соответствии с темой текста; развивать диалогическую речь детей; воспитывать любовь к чтению, художественной литературе.

Оборудование: карточки индивидуального опроса.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. «Тест-контроль»

Две пары получают задание создать возможные варианты диалогов в магазине, библиотеке. Им предоставляется время на обсуждение.

2. Работа с упражнением 22

- Выберите и прочитайте советы, которые, по вашему мнению, наиболее актуальны для учеников нашего класса.

- Как вы их понимаете?

- С какой орфограмою вы работали, вставляя пропущенные буквы? Объясните.

3. Индивидуальный опрос

Карточка 1

Запиши правила культуры речи.

Карточка 2

Наведи образцы возможных форм вежливого обращения.

4. Продолжение работы «Тест-контроль»

Пары представляют составленные диалоги. Учащиеся обсуждают и оценивают результаты работы.

- Что правильно сделали наши друзья?

- Или всех требований к устной речи соблюли друзья при составлении диалогов?

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

1. Работа в творческих группах

Класс делится на группы. Каждая из групп выбирает себе вопрос из записанных на доске, на которое она будет составлять ответ.

- Что такое текст?

- Какие признаки текста?

- Приведите образец высказываний, которые нельзя считать текстом.

- Составьте короткий связный рассказ о свои игрушки.

2. Обсуждение результатов работы групп

 

III. Объявление темы и цели урока

- Сегодня мы посвятим урок углублению и расширению наших знаний о тексте. Какие проблемы вы хотели бы осветить на уроке?

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Фронтальная работа

- Ознакомьтесь с правилом на с. 13.

- Сравните его с составленной нами схеме.

- Что мы не учли?

- А что такое тема текста? А цель?

- Какой заголовок можно подобрать к тексту, составленного учениками одной из групп?

- На какие свои вопросы вы получили ответы?

2. Коллективная работа

Устная проработка упражнения 23.

3. Минутка каллиграфии (с доски)

Книги - источник знаний.

- Проанализируйте и оцените свою работу, сравнив ее с образцом на с. 13.

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- Какой может быть тема текста с таким названием? А цель?

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Самостоятельная работа по вариантам

Сильные ученики выполняют упражнение 24.

Учащиеся с недостаточной подготовкой готовят упражнение 25.

Дополнительные задания

I вариант - разобрать за членами предложения последнее предложение. Объяснить употребление большой буквы.

II вариант - устно определить части речи во втором предложении.

- Какой части речи по изученным нет в этом предложении?

2. Коллективная творческая работа

За упражнением 25 (3) - устно.

3. Комментарий к домашнему заданию

 

VI. Итог урока

Учитель заранее готовит доску к этому этапу урока, но не открывает задания до конца занятия.

 

Пришла осень. Пожелтели де рева. Дни стали короче, а ночи длиннее. Улетели перелетные птицы.

Ивы грустят над водой. Спит земля под глубоким снегом. Девочка хитро улыбается.

- Выберите и прочитайте текст.

- Почему вторая запись не является текстом?

- Определите характерные признаки первого текста.

- Подберите заголовок.

 

VII. Домашнее задание

С. 13, правило; упр. 26 (3, 4, 5).