Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

УРОК № 4

Тема. Развитие связной речи. Текст, его признаки. Подробный устный пересказ текста

 

Цель: дать учащимся общее представление о тексте, научить определять признаки текста, составлять простой план; учить составлять связные высказывания (переводы); развивать память; воспитывать речевую культуру.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего упражнения.

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. работа с текстом.

(Учитель раздает учащимся листы с напечатанным текстом.) Задание: прочитать два текста. В котором из них предложения связаны по смыслу? Из записей - текст, а какой - простой набор предложений?

а) Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К. Паустовский.) Где не погибло слово, там и дело еще не погибло. (О. Герцен.) Язык - это история народа, язык - это путь цивилизации. (О. Куприн.) Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь. (К. Паустовский.)

б) Первейший и главнейший признак народа - это его язык. Могущество языка - это духовная мощь народа. Народ языке дает силу и красоту. Он сам в песнях творит образцы непревзойденной поэзии, а его таланты высоко преподносят родное слово, вплетая в венок своей и мировой культуры самые пышные розы. (М. Шумило.)

2. Слово учителя.

Текст - это высказывание из связанных по смыслу предложений, объединенных общим содержанием (темой) и основной мыслью. Тема - это то, о чем (о ком) говорится в тексте. Основная мысль текста - это то главное, что хотел сказать автор, в чем хотел убедить читателей, то, к чему он призывает, чему учит.

В названии текста, как правило, отражается его тема или основная мысль.

В отличие от отдельного предложения, которое выражает мнение, текст развивает ее: каждое следующее предложение добавляет что-то новое к уже известному. Последовательность предложений в тексте подчинена раскрытию темы.

Предложения связываются друг с другом при помощи интонации и других средств связи.

3. Работа по учебнику.

Упражнение 31 (устно).

4. Работа у доски и в тетрадях.

Задачи: поданы предложения записать в такой последовательности, чтобы они образовали текст. Определить его тему и основную мысль. Подобрать заголовок.

Разозлились те и как набросились на царя зверей! Ничего не помогло! Так комары проучили льва, чтобы не кичился силой и не презирал меньших за себя. Лев и махал хвостом, и лапами дригав, и зубами щелкал. Однажды лев начал смеяться с комаров, что они малы и бессильны. Как начали его кусать. Пришлось ему просить у насекомых прощения.

(Из народной сказки.)

5. Работа по учебнику.

Задачи: рассмотреть материал учебника о том, как строится текст, с. 17.

6. Слово учителя.

Тема текста раскрывается постепенно, в мікротемах. Микротема - часть одной общей темы.

Абзац - часть текста, объединенная мікротемою.

План текста составляют для того, чтобы выделить в содержании самое важное, раскрыть последовательность изложения мыслей. По плану легче пересказать текст, написать сочинение.

7. Устный пересказ текста.

Задание: прослушать текст, подобрать заголовок, определить тему и основную мысль, составить план. Устно пересказать текст.

В лесу жил медведь, надменный и грубый. Однажды лежал он голодный, под дубом и смотрел, как играет маленькая белочка. Преодолевая голод, он уснул. А белочка опрометчиво прыгнула на гнилой сучок. Он отломился, и она упала прямо в медвежьи лапы. Медведь схватил добычу. Но белочка взмолилась медведя, чтобы тот ее отпустил. Говорила, что когда медведю пригодится. На это хозяин леса засмеялся и отбросил белочку прочь. Она весело поскакала опять на дерево. Медведь побрел по лесу. Вплоть видит: лежит мясо. Схватил его лапой, а петля затянулась. Медведь страшно заревел. Услышала это белочка, быстренько пристрибала, перегрызла веревку и освободила медведя из плена. Итак, маленькое, а может сделать дело важненьке.

(Из народной сказки.)

Ориентировочный план

1) голодный медведь.

2) Неосторожность белочки.

3) Насмешка хозяина леса.

4) Петля затянулась.

5) Помощь белочки.

V. домашнее задание

Учебник, § 4, упражнение 35.