ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
УРОК № 4
Тема. Развитие связной речи. Текст, его признаки. Подробный устный пересказ текста
Цель: дать учащимся общее представление о тексте, научить определять признаки текста, составлять простой план; учить составлять связные высказывания (переводы); развивать память; воспитывать речевую культуру.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего упражнения.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. работа с текстом.
(Учитель раздает учащимся листы с напечатанным текстом.) Задание: прочитать два текста. В котором из них предложения связаны по смыслу? Из записей - текст, а какой - простой набор предложений?
а) Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К. Паустовский.) Где не погибло слово, там и дело еще не погибло. (О. Герцен.) Язык - это история народа, язык - это путь цивилизации. (О. Куприн.) Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь. (К. Паустовский.)
б) Первейший и главнейший признак народа - это его язык. Могущество языка - это духовная мощь народа. Народ языке дает силу и красоту. Он сам в песнях творит образцы непревзойденной поэзии, а его таланты высоко преподносят родное слово, вплетая в венок своей и мировой культуры самые пышные розы. (М. Шумило.)
2. Слово учителя.
Текст - это высказывание из связанных по смыслу предложений, объединенных общим содержанием (темой) и основной мыслью. Тема - это то, о чем (о ком) говорится в тексте. Основная мысль текста - это то главное, что хотел сказать автор, в чем хотел убедить читателей, то, к чему он призывает, чему учит.
В названии текста, как правило, отражается его тема или основная мысль.
В отличие от отдельного предложения, которое выражает мнение, текст развивает ее: каждое следующее предложение добавляет что-то новое к уже известному. Последовательность предложений в тексте подчинена раскрытию темы.
Предложения связываются друг с другом при помощи интонации и других средств связи.
3. Работа по учебнику.
Упражнение 31 (устно).
4. Работа у доски и в тетрадях.
Задачи: поданы предложения записать в такой последовательности, чтобы они образовали текст. Определить его тему и основную мысль. Подобрать заголовок.
Разозлились те и как набросились на царя зверей! Ничего не помогло! Так комары проучили льва, чтобы не кичился силой и не презирал меньших за себя. Лев и махал хвостом, и лапами дригав, и зубами щелкал. Однажды лев начал смеяться с комаров, что они малы и бессильны. Как начали его кусать. Пришлось ему просить у насекомых прощения.
(Из народной сказки.)
5. Работа по учебнику.
Задачи: рассмотреть материал учебника о том, как строится текст, с. 17.
6. Слово учителя.
Тема текста раскрывается постепенно, в мікротемах. Микротема - часть одной общей темы.
Абзац - часть текста, объединенная мікротемою.
План текста составляют для того, чтобы выделить в содержании самое важное, раскрыть последовательность изложения мыслей. По плану легче пересказать текст, написать сочинение.
7. Устный пересказ текста.
Задание: прослушать текст, подобрать заголовок, определить тему и основную мысль, составить план. Устно пересказать текст.
В лесу жил медведь, надменный и грубый. Однажды лежал он голодный, под дубом и смотрел, как играет маленькая белочка. Преодолевая голод, он уснул. А белочка опрометчиво прыгнула на гнилой сучок. Он отломился, и она упала прямо в медвежьи лапы. Медведь схватил добычу. Но белочка взмолилась медведя, чтобы тот ее отпустил. Говорила, что когда медведю пригодится. На это хозяин леса засмеялся и отбросил белочку прочь. Она весело поскакала опять на дерево. Медведь побрел по лесу. Вплоть видит: лежит мясо. Схватил его лапой, а петля затянулась. Медведь страшно заревел. Услышала это белочка, быстренько пристрибала, перегрызла веревку и освободила медведя из плена. Итак, маленькое, а может сделать дело важненьке.
(Из народной сказки.)
Ориентировочный план
1) голодный медведь.
2) Неосторожность белочки.
3) Насмешка хозяина леса.
4) Петля затянулась.
5) Помощь белочки.
V. домашнее задание
Учебник, § 4, упражнение 35.