Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки украинского языка в 11 классе

ВСТУПЛЕНИЕ. УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

 

Урок № 4

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ № 2.

КУЛЬТУРА РЕЧИ И КОММУНИКАЦИЯ. КОММУНИКАЦИЯ В ДЕЛОВОЙ СФЕРЕ. ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. ЛИЧНОСТЬ И КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА

 

Цель: формировать у учащихся умение соблюдать требований культуры речи с целью эффективной коммуникации, моделировать ситуации профессионального общения с соблюдением этики профессионального общения; развивать коммуникативно-речевые умения, мышление; воспитывать у школьников с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала культуру поведения и общение.

Оборудование: раздаточные материалы, словари (в том числе электронные), карточки с афоризмами. Внутри-предметные связи: синтаксис (текст), лексикология (сроки), культура речи.

Межпредметные связи: литература, медицина, экономика, история.

Тип урока: урок развития речевых умений.

Вид урока: урок-практикум.

ХОД УРОКА

И. Мотивационно-организационный этап

Ознакомление с темой, целью и задачами урока

Прочитайте афоризмы. Как вы их понимаете? Сформулируйте по ими тему, цель и задачи урока. Что вам известно о их авторов?

1. Этикет - когда ведешь себя немного лучше, чем это необходимо (Уилл Каппі). 2. Этика - это эстетика души (П. Реверди). 3. Этика - это попытка придать общей значимости нашим желанием (Б. Рассел). 4. Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами (А. Швейцер). 5. Хорошее воспитание - это когда другим хорошо (В. Немирович-Данченко). 6. Чтобы достичь успеха в этом мире, ...нужны хорошие манеры (Вольтер). 7. Каждая людипа должен писать так же хорошо, как и говорить (Д. Лихачев).

Справка: Уилл Каппі - американский писатель; Пьер Реверди - французский писатель; Бертран Рассел - английский философ, логик, математик; Альберт Швейцер - немецкий врач-миссионер; Владимир Иванович Немирович-Данченко - театральный

режиссер и драматург; Вольтер - французский писатель, философ; Дмитрий Сергеевич Лихачев - выдающийся российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.

Актуализация опорных знаний и мотивационных резервов учащихся Беседа

• Вспомните, что вам известно о коммуникацию?

• Какие особенности имеет коммуникация в деловой сфере?

• Что вы понимаете под этикой?

• В чем заключается этика профессионального общения?

 

II. Процессуально-деятельностный этап

Работа с текстом

Прочитайте текст. К какому стилю он принадлежит? Определите тему и основную мысль, информацию, которая является новой для вас. Запишите основную информацию в виде тезисов.

Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающий достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставят цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействия с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон).

В процессе делового общения важно придерживаться профессиональной этики, которая означает прежде всего определенный кодекс поведения людей во время выполнения ими своей профессиональной деятельности. Профессиональная этика разнообразная: этика врача, этика юриста, этика бизнеса, этика ученого, педагогическая этика и др.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. В понятие служебного (делового) этикета входят нормы и обычаи, регулирующие культуру поведения человека в обществе.

Служебный (деловой) этикет - совокупность правил, связанных с умением держать себя в обществе, внешней опрятностью, правильностью построения беседы и ведения переписки, ясностью изложения своих мыслей, культурой поведения за столом и в иных ситуациях делового и светского общения. Нравственный смысл этикета проявляется прежде всего в том, что с его помощью мы получаем возможность выразить уважение к человеку.

Содержание этикета предполагает признание значимости человека или проявление уважения к нему, выраженное в форме вежливости, учтивости. Вежливость является выражением уважительного отношения к человеку. Проявлять вежливость - значит желать добра человеку. Суть вежливости - доброжелательность; корректность или умение держать себя всегда в рамках приличий, даже в конфликтной ситуации.

Тактичность - чувство меры, превысив которое, можно обидеть человека; скромность - сдержанность в оценке своих достоинств, знаний и положения в обществе; благородство - способность совершать бескорыстные поступки, не допускать унижения ради материальной или иной выгоды. Точность - соответствие слова делу, пунктуальность и ответственность в выполнении взятых обязательств в деловом и светском общении.

Этические нормы делового и светского общения включают:

1) взаимную вежливость;

2) такт;

3) непринужденность (естественность, раскованность, но не фамильярность);

4) разумность (рациональность);

5) обязательность.

Для того чтобы совместная деятельность дала положительные результаты, лидер должен учитывать особенности поведения людей в группе и этические проблемы, которые при этом возникают. Без этого вряд ли общение будет результативным и будет соответствовать должному уровню культуры. Общение подчиненного с руководителем также определяется определенным правилам: к руководителю следует относиться с уважением, по мере демонстрируя свою готовность к взаимодействию и выполнение поручений, не следует вести себя с руководителем слишком усердно, обращаясь до руководителя, целесообразно употреблять ту форму, которой пользуются большинство сотрудников.

Общение с коллегами в соответствии с установленных правил регламентируются, например, так: быть доброжелательным, вежливым, приветливым, внимательно слушая собеседника, целесообразно показывать ему (или позой мимикой) положительную реакцию на него, не обсуждать на работе свои домашние и личные проблемы, не разговаривать па работе, чтобы не мешать другим (По материалам интернет-изданий).

Работа в парах

Продолжите текст, сохраняя стиль и авторскую тональность.

Деловые разговоры разделяют на информативные и дискуссионные. Первые - более короткие, не требующие сосредоточения внимания и согласование мнений. Главная их цель - удовлетворить потребность партнеров в некоторой дополнительной информации, что позволяет им выбрать обоснованное решение, не противоречит интересам заинтересованных сторон. Другие разговоры - ...

Групповая работа

Инструкция по изучению вопроса:

1. Внимательно прочитайте предлагаемый материал.

2. Обратите внимание на правила речевой поведения руководителя и подчиненного в официальной ситуации, а также на правила общения подчиненных. Самостоятельно сформулируйте вывод.

3. Воспроизведите одну (две) ситуацию (готовится в паре с одногруппником), соблюдая правила ведения служебной беседы.

1) Вам нужно на завтра отпроситься с работы. Попробуйте уговорить своего руководителя.

2) Вы - начальник отдела. Попросите своего подчиненного выйти на работу в выходной день.

3) Вы - руководитель отдела. Ваш подчиненный очень просит падать ему отпуск. Откажите в просьбе.

4) Вы опоздали на работу, и, узнав об этом, вас вызывает руководитель.

Правила делового общения между начальником и подчиненным

Для начальника

1. Здороваясь с подчиненным, обязательно называйте его имя и отчество. Помните: любому человеку всегда приятно слышать: свое имя.

2. Общаясь с подчиненными, обязательно стелете за своим произношением, потому что от того, как говорит руководитель, зависит, насколько точно его будут понимать подчиненные. Правильное вещания вызывает уважение и привлекает внимание как к тому, кто говорит, так и до темы беседы.

3. Какова бы не была напряженная ситуация, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Кто кричит, того не часто слышат.

4. Независимо от того, с кем имеет состояться общение, вы как руководитель всегда должны: уметь доходчиво и конкретно объяснить, что вы хотите от подчиненного; контролировать свое общение, тщательно подбирая слова.

5. Ставя перед подчиненными задача, необходимо ясно и определенно доказать, па которые результаты ожидают от колотого сотрудника и подразделения в целом. В этом случае должно быть указано конкретный уровень необходимых результатов, структуру полномочий и порядок информирование о выполнении поставленной задачи.. Помните, если что-то вашим подчиненным будет не понятно, оно обязательно будет сделано неправильно.

6. Общаясь с подчиненным, смотрите на него как на сотрудника, призванного решать служебные вопросы, а не угождать вам.

7. Контроль - один из функциональных обязанностей руководителя. Льет главная его цель: не держать в постоянном напряжении подчиненных, а организовывать качественный производственный процесс и не допустить технологических сбоев в обслуживании клиентов. Поэтому, контролируя деятельность своих подчиненных, обращайте внимание на выявление причин, которые могут повлечь возникновение нежелательной ситуации.

8. Если ваш подчиненный выполнил ваше задача некачественно, укажите ему на его конкретные ошибки и просчеты. Не манипулируйте только словами: «плохо», и «мне не нравится» и т.д. Укажите объективные и конкретные причины, почему вас не устраивает эта работа.

9. В случае если вы не довольны действием своего сотрудника, то критиковать его действия, а не личность. То есть нужно указать, что «этот документ написан с ошибками», а не говорить: «Вы безграмотный работник».

10. Наибольшую неэтичность, что может позволить начальник,- это мешать работать своим подчиненным. Если у вас команда профессионалов, она не нуждается в тотальном надзоре и понукании. Хороший руководитель не мешает инициативе сотрудников, больше доверяет коллектива и самое главное - не усложняет жизнь людям, которые работают под его руководством.

Для подчиненных:

1. Во время поздравления начальника рекомендуют называть его имя и отчество. Помните: любому человеку всегда приятно слышать свое имя. Руку для рукопожатия вы подаете после того, как вам подал ее начальник.

2. Если вы сидите, а в комнату вошел ваш начальник и обратился к вам, необходимо встать и ответить на его вопрос.

3. Докладывать руководителю по тому или другой вопрос нужно коротко, собственно говоря, без «философствования» и «исторических экскурсов».

4. Беседуя с руководителем, обязательно следите за своей речью, потому что от этого зависит, насколько точно вас поймет ваш начальник. Правильное речи вызывает уважение, привлекает внимание к тому, кто говорит, и оставляет хорошее впечатление о нем.

5. Какова бы не была напряженная ситуация, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Кто кричит, того не часто слышат.

6. В случае, когда вы докладываете руководителю о возникновении проблемной ситуации, заранее подготовьте и сообщите начальнику несколько вариантов решения этого вопроса и возможные последствия, что могут быть в реализации конкретного варианта.

7. Получая от руководителя то или другое задание, обязательно зафиксируйте его письменно. Сразу после того, как начальник закончил ставить задачи, зачитайте ему, как вы поняли это задачи. Уточните у него время выполнения, требуемый результат (форму отчетности), ваши полномочия и средства, которые вам необходимы для выполнения задачи.

8. В случае если вы по каким причинам не можете выполнить поставленную перед вами задачу, необходимо в кратчайший срок сообщить начальнику об этом, определив все причины, которые стали па пути выполнения этой задачи.

9. Всегда помните, что у вашего начальника есть право управлять, что дает ему законные основания ставить перед подчиненными производственные задачи и требовать их качественного выполнения.

Правила общения с коллегами

1. Всегда приветствуйте всех, кого видите первый раз за день. Делайте это доброжелательно, а не сквозь зубы.

2. Если к вам в управление (отдел) пришел сотрудник соседнего подразделения, предложите ему присесть и внимательно его выслушайте.

3. В случае если сотрудник соседнего отдела (управления) просит вас выполнить какую-то работу, необходимо ему вежливо ответить, что вы эту работу выполните после того, как вам это скажет ваш непосредственный руководитель. Делайте это с улыбкой и доброжелательно.

4. Рекомендуют общаться с коллегами на Вы, по имени и отчеству. (Помните: назвав имя человека, вы закладываете хороший фундамент для продуктивного сотрудничества.)

5. Если вы говорите по телефону, а до вашего кабинета вошел ваш коллега, извинитесь телефонного собеседника и уделите внимание гостю. Предложите коллеге из другого подразделения присесть и попросите его подождать окончания телефонного разговора. После чего можете продолжить говорить по телефону. Если телефонный разговор можно перенести, извинитесь телефонного собеседника, скажите, что позвоните позже. (Особенно неприглядно выглядит ситуация, когда ожидает окончания разговора ваш начальник.)

6. Не обсуждайте со своими коллегами действия других сотрудников. (Это просто называют сплетнями.)

7. Если во время совещания или беседы вам показалось, что ваш коллега или собеседник поднимает вопросы, не касающиеся его функциональных обязанностей, не следует его резко перебивать и указывать ему на его место. Рекомендуется вежливо его выслушать. Даже в дилетантском рассуждении могут быть полезные мысли. Как правило, профессионал сосредоточен на поиска глубинных причин возникновения той или иной проблемы, а решение вопроса может быть на поверхности. Кроме этого, специалисты склонны решать проблемы по определенными шаблонами, а неспециалист может предложить нестандартный, но в то же время достаточно эффективный ход. (Помните, что грубость и хамство заключаются не только в фамильярности, а в неуважении к человеку, что проявляется в высокомерии и нежелании выслушать точку зрения другого.)

8. Во время совещания или беседы цените свое и чужое время. Нужно говорить кратко и по существу. Рассказывать истории, что имеют начало от «царя Гороха», не стоит.

Самостоятельная работа

Дайте определение коммуникабельности как черты личности. При необходимости воспользуйтесь словарем. Для чего нужна коммуникабельность? Кому в первую очередь нужна коммуникабельность как залог достижения успеха в профессиональной деятельности? Напишите свободного письма, давая ответы на вопросы. Общительность (коммуникативность) (от лат. communicatio - контакт) - это склонность, способность к коммуникациям, установление контактов и связей, достижения взаимопонимания.

Пресс

Подумайте и дайте ответы на вопрос: Какие известные вам профессии требуют коммуникабельности? Нужно быть коммуникабельным в современном мире?

Справка: В психологии общения коммуникабельность - умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаємозбагачувального общения с другими людьми. Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, что касается как профессиональных, так и личностных отношений. Коммуникабельность является одним из важнейших личностных качеств в профессиях, предусматривающих активное общение с другими людьми, такими как, например, менеджер по продажам, менеджер по связям с общественностью, менеджер по персоналу и т.д.

 

III. Контрольно-рефлексивный этап

Ток-шоу «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает» (Наполеон)

Учитель выступает ведущим, объявляет тему дискуссии, предлагает высказаться по теме «приглашенным гостям, зрителям, которые высказывают собственные мнения или задают вопрос «приглашенным» (не более 1 мин.). Учитель имеет право тоже задавать вопросы или перебивать говорящего-за ограниченности времени для выступления.

Творческая работа (Деловая игра)

Слово учителя. Известно, что от умения врача общаться с больными зависит результат лечения. Именно через общение врача с пациентом можно установить диагноз заболевания и правильно назначить лечение. Большую роль играет доверие к врачу: чем больше больной доверяет врачу, тем быстрее можно достичь положительных результатов лечения. Для этого врач должен быстрее завоевать доверие больного, применив все свои знание и умение вести беседу.

Смоделируйте соответствующие ситуации: «Первый прием», «Разговор с пациентом».

 

IV. Домашнее задание (на выбор)

1. Определить собственную коммуникабельность, воспользовавшись опроснику на сайте ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Лабораторный практикум по адресу: http://posibnyky.vstu.vinnica.ru/opp/112.html.

2. Составить и записать правила компьютерного общения.

3. Подготовить сообщение о этикет на рабочем месте (этикет старшеклассника или студента).