Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

I СЕМЕСТР

 

УРОК 4

Тема. Построение текста. Развитие умения различать в тексте зачин, основную часть, заключение, умение строить текст. Культура оформления письменной работы в тетради и на доске

 

Цель: дать учащимся представление о частях текста: зачине, основной части, заключении; учить строить текст, выделять его части в устной и письменной речи; развивать связную речь учащихся.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Повторение изученного материала о тексте

— Что такое текст?

— Что такое тема текста? Как её можно определить? (Тема текста часто раскрывается в заглавии или первом предложении.)

2. Работа над текстом

— Прочитайте текст. Выберите заглавие, которое больше подходит к этому тексту: «В горах», «Весна в горах», «Навстречу солнцу».

Хорошо весной в горах. На зелёных склонах цветут цветы. Птицы поют. Каждый цветок раскрывается навстречу солнцу. Каждая птица поёт, подняв к солнцу раскрытый клювик! Хорошо!

 

IV. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим изучать русский язык. Будем учиться грамотно писать, читать. Узнаем, из каких частей состоит текст, что такое абзац и как он обозначается на письме.

 

V. Физкультминутка

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так.

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так.

Дружно дерево качали.

В перевалочку ходили.

И из речки воду пили,

Вот так, вот так.

И из речки воду пили

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали

 

VI. Работа над новым материалом

— Прочитайте текст и ответьте на вопросы по его содержанию.

Катались ребята на лыжах и озябли. Зашли они на ферму погреться.

Сторож усадил их на душистом сене. Вдруг из сена выползла змея. Девочки закричали. Это гадюка отогрелась и проснулась.

Сторож убил змею палкой.

 

— На сколько частей разделён текст?

— Как называется первая часть? (Опора на схему или таблицу)

Учитель. В зачине мы узнаём, о чём будет идти речь в тексте, где будут происходить события, кто будет действующими лицами текста.

В основной, самой объемной части, раскрывается содержание текста.

Заключение (или концовка) завершает текст, подводит итоги, делает вывод из прочитанного.

Очень ярко три составляющие текста выражены в сказках. Вспомните зачины сказок (Жили-были... В некотором царстве, в некотором государстве...); концовки (Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!).

 

VII. Закрепление нового материала

1. Прочитайте текст, определите зачин, основную часть, концовку. Подберите заголовок

Жили у Марины цыплята. Петушок Тенька сломал лапку.

Марина наложила на перелом шину. Лежит больной на окне между рамами. Марина кормит его по режиму. Каждый день Тенька получает лекарство. Однажды Тенька упал с окна в таз с водой. Вошла Марина и ахнула. Утонул Тенька! Вынули Теньку. Сердце бьётся. Жив! Марина сделала цыплёнку тёплую ванночку для ног. Бабушка влила больному лекарство.

Спасли Теньку!

2. Спишите текст, начиная каждую часть с абзаца

3. Прочитайте. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст? Запишите правильно, вставляя пропущенные буквы

МУРЗИК

Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пуш...стый снег.

Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села в...рона. Мурзик прыгнул ей на спину. Он вц...пился когтями в перья и замер. В...рона испугалась. Она пол...тела над деревней.

 

VIII. Итог урока

Беседа

— Что нового узнали на уроке?

— Чему научились?

— Что больше всего запомнилось?

 

IX. Домашнее задание