ОБЩЕСТВО - одна из основных категорий социальной философии, истории и социологии, которая отражает: 1. В широком понимании качественно отличное от природы сверхсложная, много мерное, внутренне разветвленный и одновременно органически целостное образование, которое предстает как совокупность истор. сформированных способов и форм взаимодействия и объединения (деятельности, отношений, поведения, общения, регуляции, познания и т.д.) индивидов и их групп, в которых находит свое проявление всесторонняя и многоуровневая взаимозависимость людей» 2. В узком смысле: а) діахронічно или синхронічно фиксированный социальный организм в составе 1; б) относительно самостоятельный и стабильный целостный момент такого организма; в) общая основа, "поле" пересечения и наложения индивидуальных действий людей (А. Тойнби); г) коррелят государства (гражданское С»); д) коррелят сообщества, образованный суммой целеустремленных, рационально организованных действий и связей, что не отличаются такой глубиной, іманентністю и органичностью, как в случае сообщества.
Как целостность С. является предметом не только социальной философии, но и истории и социологии Однако в отличие от истории, которая рассматривает его преимущественно в диахроническом срезе, и социологии, которая акцентирует внимание на срезе синхронічному, философию определяет сочетание этих срезов при изучении общества как целого. Описывая целостный образ С., философия играет методол. роль относительно этих конкретных наук. Кроме того, она изучает мир общества сквозь призму его связи и взаимоотношений с человеком как основу и способ ее бытия и одновременно как ее собственное порождение Здесь познавательные интересы философии и социологии совпадают. Однако философию от социологии в изучении общества отличает ориентация не на общественное (общее) само по себе и не выделены на индивидуальное, а на выяснение их единстве, своеобразии всех угловых форм, уровней и аспектов взаимовлияния и взаимопревращения индивидного и социального, решение сусп. и личностных (в их взаимозависимости) сенсожиттєвих проблем, выработки ориентиров экзистенциального характера и выявления таких условиях свободной самоидентификации и самореализации человека, при которых сохраняется и совершенствуется общество как продукт взаимодействия людей, система социальных связей, что образует основу и среду собственно человеческой жизнедеятельности.
Именно под таким углом зрения философия рассматривает единство общества с природой (история как часть истории природы, становления природы человеком) и его своеобразие в отношении нее; особенности общества как совокупности индивидов, объединяющихся для удовлетворения "социальных инстинктов" (Аристотель); различия "естественного состояния" сосуществования людей и состояния гражданского, "сусп - договорного"(Т. Гоббс, Д. Локк, Шафтсбери, Мандевиль, Юм, Мейн, Ф. Тьонніс, Э.дюркгейм, Г Варт, М. Вебер); дистинкцію доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Кан, А. Тоффлер); С. как совокупность цивилизаций (Г. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер); соотношение С. и вообще сусп.-экон. формаций как его качественно определенных истор. ступеней развития (К. Маркс, марксизм). Современному этапу изучения С. свойственно неклас. понимание С., что предполагает сосуществование самых разнообразных теорет. подходов. При таких условиях точкой соприкосновения всех этих подходов становится весьма абстрактное истолкование С. как всеобъемлющей системы, которая определяется граничными условиями социальности и сенсової коммуникации, а в пространственном измерении предстает как мировое, планетарное С. В отличие от философии социология изучает С. сквозь призму его социального среза, социальной реальности. Это - менее общ. и более конкретный угол зрения, который делает возможным видение С. как социальной системы, что отмечается определенной организацией своих элементов и структур.