Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ - формы проявления зависимостей между индивидами и группами, что скрепляют, направляют и обрамляют их деятельность, объединение в сообщества. В обществе ни деятельность, ни общение людей невозможны без и вне их отношениями и отношениями между собой. Отсюда каждый индивид и все индивиды как члены общества вместе являются носителями С. в. и в., что не только пронизывают все сферы сусп. жизни, но и выступают необходимыми формами его организации. Благодаря этому общество как продукт взаимодействия людей выражает всю сумму их связей и отношений. Однако что есть отношения, а что есть связь?

Понятие "сусп. связь" и "сусп. отношение" в современной соціол. науке и социальной философии надлежащим образом не исследованы. Одни ученые их различают, другие - отождествляют, третьи - в одном аспекте различают, в другом - отождествляют. Действительно, связи между этими категориями и теми явлениями, обозначаемые ими, настолько сложны и переплетены между собой, что разобраться в них без специальных исследований (а они в нашей социологии не проводились) слишком сложно. Поэтому эта статья подчеркивает лишь на некоторых аспектах данной проблемы.

По Гегелю, "все, что существует, находится в отношении, и это отношение есть истина всякого существования" (Г. Гегель. Соч., т.1, с.226). Поэтому кое-относится через свое наличие, свое бытие в мире. Стоит столб, он относится хотя бы в плоскости действия законов симметрии - асимметрии. Так и в обществе: если есть в нем какой-то реальный индивид, то он относится к других индивидов, общества в целом прежде всего фактом своего наличия, своего существования. Однако это абстрактное отношение как таковое, само по себе, пожалуй, еще нельзя назвать ни сусп. отношением, ни сусп . связью, потому что не хватает как минимум трех необходимых предпосылок: 1) индивид не берется в социальных качествах (статус, роль и т.д.), то есть как конкретный сусп. индивид (рабочий, учитель, капиталист и т. д.); 2) он не действует, не взаимодействует с др. сусп. индивидами, группами, ин-тами; 3) если индивид не взаимодействует, то не возникают никакие зависимости его от кого-то, другие - от него.

Итак, о С. в. и и. и связи можно говорить лишь тогда, когда исполняются эти три условия: если индивид (субъект) вступает в реальную, прямую или косвенную, взаимодействие с др. индивидами, группами, обществом, в результате чего возникают зависимости между ними. Однако проявляются эти зависимости в одном случае как отношение, в другом - как связки? На наш взгляд, именно так и есть, что же до отношений

и связей - то они однопорядковые явления. Различие между ними заключается не в сути, а в функции - неодинаковой степени выражения ими сусп. зависимости.

Отношения - это такая индивидуальная и непосредственная форма выражения сусп. зависимости через простое бытие или действия, деятельность ее агентов (сторон), которым эта зависимость не трансформируется в существенные изменения зависимого. Таким образом, отношение - создаваемая самим субъектом форма выражения зависимостей в обществе (в т. ч. и всезаг., универсальной зависимости), по которой объект (зависимое) не претерпевает существенных изменений от воздействий на него независимого (субъекта). Чтобы этих изменений достичь, следует проникать глубже во взаимодействие, в самые зависимости, достигая уровня сусп. отношений и связей.

Отношения - это статусно-обобщающая, надособова, опосредованная системой норм, ценностей, ин-тов форма сусп. зависимостей, которая делает возможным изменение зависимого лишь в той мере, что ее допускают эти нормы, ценности, ин-ты, в конце концов сам статус субъекта. Отношения возникают с появлением (утверждением) того или иного статуса индивида, группы в системе данной зависимости, они порождаются статусом через предписания обязанностей, действий, поведения субъекту, который занимает этот статус.

Сусп. связь - форма, способ выражения, трансформации зависимости, через который зависящее может быть существенно изменено независимым (напр., с изменением производительных сил меняется характер производственных отношений). Следовательно, он непосредственно трансформирует через себя на объект (зависимое) прежде всего генетически-причинные влияния независимого (напр., родовые связи), которыми детерминируется зависящее. Следовательно сусп. связь предопределяется объективным положением вещей, взаимодействием процессов и явлений, он является более жесткой формой выражения зависимости, чем С. в. и в. За эти последние реализуются более "мягкие" детерміністські воздействия, поэтому С. в. и в. могут выполнять функцию только регулирование, оформление (обрамлювання), направление деятельности людей, а следовательно, развития социальных процессов и явлений. Есть и другие различия между С. в. и в. и сусп. связями. В первые из них может быть вмонтирован субъективный компонент (отношение), цель, ожидание и т.д. что превращает их в субъективное отношение, во вторые - нет. Наконец, именно сусп. связи являются тем стержнем, который обрастает клубком С. в. и в. Есть в этом "клубку" (совокупности) осознанные и неосознанные отношения (не проходят "через" голову, сознание субъекта) и есть осознанные (осознаваемые) отношение - отношение (или отношение к отношение).

Факт осознания отношений людьми вносит в сами эти отношения существенные изменения. В частности, в их внутренней структуре появляется особый субъективный компонент - отношение, что превращает их в субъективные отношения и одновременно обеспечивает качественное различие этих отношений - отношений от всех остальных, где бы они не возникали в живой или неживой природе. В свое время на эту разницу указывали К.Маркс и Ф.энгельс, когда писали в "Немецкой идеологии" о том, что "животное не "относится" ни к чему и вообще не "относится"; для животного его отношение к другим не существует как отношение"(Сочинения, изд. 2-е, т. С, с.29). Она находится не в отношениях, а связях как более жестких зависимостях. Что яс к сусп. связей, то они тоже имеют объективный характер, в их структуре субъективный компонент (отношение) не монтируется, хотя они и могут быть познаны и использованы.

Итак, имеем два типа человеческих С. в. и в. - осознаваемые и неосознаваемые. Первые являются весьма сложным образованием, потому что содержат в себе субъективный, личностный компонент - отношение, то есть они являются отношениями - отношением, или отношениями. Неосознаваемые (объективные) С. и. и в. немного похожи на сусп. связи именно отсутствием в них субъективного компонента. Похожи, но не больше, потому что отличаются от них своими функциями.

Каждое из С. в. и в., как и отношения вообще, имеет две стороны, предполагает того, кто относится, и того, к кому относятся. Однако поскольку оно существует не между вещами, а между сусп. субъектами, то выступает как их взаимоотношение. В связи с этим возникновение, функционирование и развитие любого из С. в. и в. , а также сворачивания, исчезновение его предусматривают ряд условий: причину (необходимость, потребность, интерес) или повод, благодаря которым оно возникает; средство (напр., вещь, знак, действие и др.), с помощью которого реализуется, проводится, разворачивается; субъекта-носителя, через деятельность которого отношение конституируется и інституюється; объекта, на которого направляется и на котором реализуется.

Выделяют такие наиболее существенные характеристики С. в. и в.: их органическое единство с человеческой деятельностью, предметная опосредованность, предопределенность взаимодействием людей, субъективность (для осознанных), содержательность (нет "пустых" отношений), способность к материализации (овеществление, институциализации). Деятельность - необходимое условие возникновения, развертывания, развития и изменений С. в. и в., и вместе с тем она не может быть реализована вне их. Как и деятельность, С. в. и в. также опредметнюються: в телесной (биосоциальной), інституціальній (организации, учреждения и т. д.), знаковой (речь, рисунки и др.) и вещественных формах предметности. Сами же по себе С. в. и в. являются латентной реальностью, благодаря материализации достает свое обнаружение, а потому может быть зафиксирована, Зафиксированные С. в. и в. предстают как экон,, социальные, полит., моральные и другие факты.

В зависимости от того, по какой причине или поводу возникают те или иные С. в. и в., как взаимодействуют между собой их субъекты и объекты, в какой сфере сусп. жизни они локализуются и інституціалізуються, какой конкретный смысл имеют, определяются их тип и качественная специфика. Главным образом эти же критерии правят за основу дифференциации и классификации С. в. и в. Напр., по критерию участия сознания в формировании отношений и по происхождению всю систему С. в. и и. разделяют на две группы - материальные и ідеол. Первые возникают без и вне сознания людей, они являются первичными, определяющими для ідеол. отношений, которые формируются при условии их осознания, а потому являются вторичными.

Материальные С. и в. - это отношения и отношения людей по поводу воспроизводства своего (в-во, распределение, потребление) и чужого (деторождение) жизни, Они образуют основу остальных С. в, и в. В структуре материальных отношений определяющими являются отношения между людьми в процессе труда, распределения и потребления (отношения собственности, обмена, распределения и потребления, технол. и организационные отношения и др.), которые образуют экон. структуру, экон. базис общества. Ідеол. С. в. и в. - это общ. название целой группы отношений и связей, которая состоит из полет, правовых, моральных, эстетических, реліг., худ. и др. Воплощаясь в "материю" различных организаций, учреждений, ин-тов (государство, суд, церковь, министерства, общественные, полет, организации и т. д.), они вместе с сусп. идеями, идеалами, настроениями (то есть идеологией и массовой психологией) образуют надстройку общества, поэтому их наз. надбудовними отношениями. По критерию содержания, предмета, сферы реализации С. в. и и. подразделяются на эконом., полет., духовные, социальные, моральные и др.

Социология изучает прежде всего социальные отношения и связи, все же остальные типы С. в. и в. ее интересуют в той мере, в какой они содержат в себе социальные отношения или опосредуются ими, При этом учитывается их статист, характер, массовость проявления.